Успенский собор расположен на острове-граде Свияжск и входит в состав Успенского мужского монастыря. Расположенный у слияния Волги, Свияги и Щуки, на перекрестке Шелкового и Волжского путей, Свияжск был основан Иваном Грозным в 1551 году как форпост, откуда началось завоевание Казанского ханства. Успенский монастырь должен был функционировать как миссионерский и административный центр завоеванного края. Собор, с его обширными циклами настенной живописи, созданными за относительно короткий период времени, отражает амбициозную культурную и политическую программу русского государства в недавно завоеванном исламском Казанском ханстве, иллюстрирует новые направления в христианском православном искусстве Руси и Европы.
Успенский монастырь по своему расположению, планировке и архитектурному стилю зданий соответствуент своей политической, военной и миссионерской роли в XVI веке. Собор является наиболее выдающейся частью Успенского монастырского комплекса: его архитектура отражает доминирующие в то время на Руси традиции русской религиозной архитектуры Москвы, Новгорода, Владимира и Пскова, сформированные на основе византийского классического наследия. Реконструкция здания в стиле барокко в XVIII веке показывает новые тенденции в искусстве и архитектуре, перенесенные Петром I из Западной Европы в Российскую империю в качестве образца для подражания. Архитектурный облик собора с циклом росписей XVI века со сценами из Ветхого и Нового Заветов отражает политическую и религиозную программу Ивана IV по утверждению среди татар царской власти и Православия через понятный язык религиозных образов. Никольская церковь с трапезной и колокольней, палаты архимандрита, здание монастырской школы, а также надвратная церковь Вознесения Господня дополняют и подчеркивают красоту Успенского собора. Культурные слои и археологические пласты, сохранившиеся на территории монастырского комплекса и поблизости, содержат артефакты XVI-XIX веков, представляющие большой интерес как источник информации о духовных, художественных и научных достижениях русского народа. Город-остров Свияжск в своей нынешней конфигурации представляет собой место, передающее ощущение исторического форпостного поселения.
Фрески собора занимают общую площадь 1080 м². Это один из немногих храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного. Свияжские росписи являются общемировой ценностью. Наиболее знаменитые их композиции: «Отечество» («Новозаветная Троица») в куполе, «Успение Божией Матери» в алтаре, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из парусов свода, «Шествие праведных в рай», «Святой Христофор» (единственная в мире сохранившаяся фреска, где этот святой, согласно апокрифической версии, изображён с лошадиной головой). Уникально и то, что росписи западной стены не содержат традиционной композиции геенны огненной, изображая лишь райские обители.
Архитектура и настенная живопись трапезной Никольской церкви дополняют росписи собора. За исключением собора, который сохраняет большую часть своей исторической архитектуры, здания монастырского комплекса подверглись различным работам по реставрации или реконструкции, что, однако, не мешает им вносить существенный вклад в демонстрацию ценности этого объекта.
Все элементы, необходимые для передачи выдающейся универсальной ценности объекта, находятся в его границах. В целом, после проведения мероприятий по консервации, восстановлению и реконструкции, состояние объекта является приемлемым. Однако в настоящее время изучаются и решаются некоторые проблемы, связанные с эрозией почв. Давление на буферную зону и особенно на город-остров Свияжск, связанное с развитием туризма, находится под контролем, но требует пристального мониторинга со стороны соответствующих органов власти.
Ряд федеральных и региональных законов обеспечивают надлежащую защиту объекта и его буферной зоны. Природные достопримечательности данной территории также охраняются законом на местном и федеральном уровнях, а также статусом Волжско-Камского биосферного заповедника.
Учрежденному Координационному совету поручены роль консультативного органа по вопросам принятия решений, а также роль наблюдателя за осуществлением плана управления.