Краткое резюме

Успенский собор расположен при слиянии рек Волги, Свияги и Щуки, на территории острова-града Свияжска и входит в состав одноименного монастыря. Расположенный на перекрестке Шелкового и Волжского путей, Свияжск был основан Иваном Грозным в 1551 году как форпост, откуда началось завоевание Казанского ханства. Успенский монастырь должен был функционировать как миссионерский и административный центр завоеванного края. Собор, с его обширными циклами настенной живописи, созданными за относительно короткий период времени, отражает амбициозную культурную и политическую программу российского государства в недавно завоеванном Исламском Казанском ханстве, иллюстрирует новые направления в христианском православном искусстве Руси и Европы.

Успенский монастырь по своему расположению, планировке и архитектурному составу зданий иллюстрирует его политическую, военную и миссионерскую роль в XVI веке. Собор является наиболее выдающейся частью Успенского монастырского комплекса: его архитектура отражает доминирующие в то время на Руси традиции русской церковной архитектуры Москвы, Новгорода, Владимира и Пскова, сформированные на основе византийского классического наследия, выраженные местными мастерами и местными материалами.

Реконструкция здания в стиле барокко в XVIII веке иллюстрирует новые тенденции в искусстве и архитектуре, перенесенные Петром I из Западной Европы в Российскую империю в качестве образца для подражания.

В интерьере Успенского собора сохранился полный цикл настенной фресковой росписи второй половины XVI – нач. XVII в. площадью 1080 кв.м, иконостас с иконами XVI – XVII вв., сохранилось единственное изображение Ивана Грозного. Фресковый и архитектурный ансамбль являются отражением нового направления в русском искусстве, выдающимся отражением амбициозной культурно-цивилизационной идеологии, инициированной Русским государством в XVI-XVII вв.

Никольская церковь с трапезной и колокольней, палаты архимандрита, здание монастырской школы, а также надвратная церковь Вознесения Господня дополняют и подчеркивают красоту Успенского собора. Расположение и архитектурный объем и конфигурация Успенского комплекса на острове Свияжск сделали его заметным вдали при приближении к городу и выражающим его роль территориально-религиозного ориентира. Культурные слои и археологические пласты, сохранившиеся на территории монастырского комплекса и поблизости, содержат артефакты XVI-XIX веков, представляющие большой интерес как источник информации о духовных, художественных и научных достижениях русского народа. Город-остров Свияжск в своей нынешней конфигурации представляет собой место, передающее ощущение исторического форпостного поселения.

Критерий (ii): Успенский монастырь с собором являются реальным свидетельством кардинальных исторических и геополитических перемен в Евразии в то время, когда Русское государство взяло курс на расширение на восток. Архитектура и мариологический цикл настенной росписи собора прекрасно отражают взаимодействие православной и мусульманской культур и пересекаются с западными религиозными иконографическими темами, такими как «Творение»,  Прото-евангельский и Евангельский циклы.

Уникальный стиль росписи стен и иконостаса Успенского собора стал результатом синтеза художественных традиций Новгорода, Пскова, Москвы, Ростовской и Суздальской земель. Комплекс иконостаса является частью всей художественной системы собора.

Критерий (iv): Расположение, планировка и архитектурный состав Успенского монастыря с собором иллюстрирует политическую и миссионерскую программу, разработанную царем Иоанном IV с целью распространения влияния Московского государства с европейских земель на земли постордынских исламских государственных образований. Архитектура Успенского собора воплощает в себе синтез традиционной древнепсковской архитектуры, монументального московского строительного искусства и строительных традиций Поволжья. Фрески Успенского собора являются одним из редчайших образцов настенной православной иконописи. Тематика росписей собора включает в себя темы Творения и иконографические интерпретации традиционных циклов прото-евангельской и евангельской истории, отражающие совершенно новые направления русского религиозного искусства и выражающие новые теологические концепции, и политическую программу царя Иоанна IV.

Целостность

Все элементы, необходимые для передачи выдающейся универсальной ценности объекта, находятся в его границах. Успенский монастырский комплекс с собором и другими каменными постройками находятся в историческом периметре, и выполняют свои исторические и религиозные функции. В целом, после проведения мероприятий по консервации, восстановлению и реконструкции состояние объекта является приемлемым. Однако в настоящее время изучаются и решаются некоторые проблемы, связанные с нестабильностью внутренних экологических параметров собора, а также эрозией почв. Воздействие на буферную зону и, особенно, на остров-град Свияжск, связанное с  развитием туризма, находится под контролем, но требует пристального мониторинга со стороны соответствующих органов власти.

Подлинность

Местоположение, планировка и состав комплекса Успенского монастыря и его сооружений являются ключом к пониманию его роли в качестве миссионерского форпоста, имевшем стратегическое значение с военно-политической точки зрения, со дня своего основания. Архитектура Успенского собора по своей конфигурации и содержанию отражает не менее двух значительных этапов его истории — строительство и отделку в XVI веке и барочное переустройство в XVIII веке. Весь цикл настенной живописи в интерьере является основным источником информации, которая достоверно свидетельствует о выдающейся универсальной ценности объекта. Архитектура и настенная роспись трапезной и Никольской церкви дополняют иконографические сюжеты собора. За исключением собора, который сохраняет большую часть своей исторической архитектуры, здания монастырского комплекса подверглись различным работам по реставрации или реконструкции, что, однако, не мешает им вносить существенный вклад в демонстрацию ценности этого объекта.

Требования к охране и управлению

Ряд федеральных и региональных законов обеспечивает надлежащую защиту  объекта и ее буферной зоны. Вся территория буферной зоны юридически защищена и обеспечена юридически установленными подзонами и соответствующими нормативными актами. Природные ценности территории также охраняются законом на государственном и федеральном уровнях, а также биосферным заповедником ЮНЕСКО (Большой Волжско-Камский). Для обеспечения эффективной защиты законодательные положения/ограничения интегрированы в соответствующее территориальное и городское планирование для районов и муниципалитетов. Все органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают соблюдение правил и ограничений землепользования; межведомственная комиссия по градостроительству обеспечивает соответствие любого попадающего в буферную зону проектного предложения целям и требованиям охраны памятника.

Учрежденному Координационному комитету поручено консультировать по вопросам принятия решений и выполнять роль наблюдателя за осуществлением плана управления. Эффективное управление памятником зависит от координации различных правовых и плановых инструментов и тесного сотрудничества между различными учреждениями; в любой план или программу развития необходимо включать тщательный анализ туристического воздействия.