Санкт-Петербург — один из самых красивых городов мира с продуманной планировкой, включающей прямые улицы, просторные площади, каналы, мосты (более 400), набережные, сады и парки. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптурой, образующими уникальные архитектурные ансамбли, особенно в историческом центре и дворцово-парковых комплексах пригородов.
Город основан Петром I в 1703 году и стал столицей в 1712 году. Строительство велось в сложных условиях: на низких землях, подверженных наводнениям, при нехватке материалов и рабочей силы.
Санкт-Петербург стал центром агломерации, включающей городское ядро, загородные резиденции, фортификационную систему, усадьбы и малые города. Город охватил оба берега Финского залива и простирался вверх по Неве до Шлиссельбурга, включая крепость Кронштадт.
Одним из первых крупных сооружений стала Петропавловская крепость с собором (1712–1733), увенчанным 34-метровым шпилем. Среди первых построек: Меншиковский дворец, здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, летний дворец Петра I, соборы Александро-Невского монастыря, центральная часть Адмиралтейства.
В середине XVIII века город застраивался в стиле барокко. Важной осью стала Невская перспектива (1738). При Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Екатерине II город приобрел монументальную роскошь. Крупнейший представитель — В.В. Растрелли, создавший Зимний дворец и ансамбль Смольного монастыря.
В 1760-е годы начался переход к классицизму. Выдающиеся здания этого периода: Эрмитаж, Академия наук, Смольный институт, Горный институт, Казанский собор, Дворцовая площадь с аркой и Александровской колонной, Исаакиевский собор.
Во второй половине XIX века появились стилизаторские течения: неоготика, неоренессанс, необарокко. Санкт-Петербург сохранил логическую завершенность, несмотря на смену архитектурных стилей.
В XX веке город пережил Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года и блокаду 1941–1944 годов в период Великой Отечественной войны. Пройдя через беспримерные испытания XX в., город остается символом и основой русской культуры нового времени, одним из центров науки, культуры и образования, связанным с личностями и художественными произведениями выдающейся универсальной ценности.
Гармоничное сочетание архитектуры и водных пространств создало уникальный облик города. Полноводная Нева определила пространственный размах и богатство Петербурга. Городские площади и набережные, созданные по регулярному плану, образовали художественную композицию.
Всемирное наследие включает исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли пригородов: Петергоф, самый роскошный пригородный ансамбль с Дворцовым парком, включающим Нижний парк с дворцами и Верхний парк с Большим дворцом и знаменитым Большим каскадом; Ораниенбаум; Царское Село; Павловск; Гатчина, а также историческая часть Кронштадта с его крепостью и фортами, крепость Шлиссельбург, и еще целый ряд историко-культурных памятников.
«Исторический центр Санкт‑Петербурга и связанные с ним группы памятников», согласно классификации Комитета всемирного наследия, является серийным объектом всемирного культурного наследия.
Критерий (i): В области градостроительства Санкт-Петербург представляет собой уникальное художественное достижение с точки зрения амбициозности программы, согласованности плана и скорости его выполнения. С 1703 по 1725 г. Петр I поднимал из трясин, торфяных болот и скал в мраморе и камне свою новую столицу Санкт-Петербург, которую он хотел сделать красивейшим городом Европы.
Критерий (ii): Ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге и его окрестностях Растрелли, Валлен-Деламотом, Камероном, Ринальди, Захаровым, Воронихиным, Росси, Монферраном и др., оказали в XVIII-XIX вв. значительное влияние на развитие архитектуры и монументального искусства России и Финляндии. Нормативная значимость столицы с самого начала была подчеркнута учреждением Академии наук, а затем Академии изящных искусств. Окончательно сформировавшаяся в результате работ, осуществленных в период царствования Екатерины II, Александра I и Николая I, градостроительная модель Санкт-Петербурга использовалась во время реконструкции Москвы (после пожара 1812 г.), а также по мере развития новых городов, таких как Одесса и Севастополь, расположенных в южной части империи.
Критерий (iv): Предлагаемое культурное достояние соединяет архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга – столицы преимущественно барокко и классицизма – с выдающимися образцами барокко императорских резиденций. Дворцы Петергофа и Царского Села, восстановленные после Второй мировой войны, являются одними из наиболее значительных построек.
Критерий (vi): Санкт-Петербург был дважды непосредственно и ощутимо связан с событиями мирового значения. В период с 1703 по 1725 г. строительство Петербурга (символом которого позже стала конная статуя Петра Великого, расположенная на Сенатской площади) открыло Россию западному миру. Большевистская революция победила в Петрограде в 1917 г. (город был переименован в 1914 г.). Крейсер «Аврора» и особняк Матильды Кшесинской, позже музей Великой Октябрьской революции, расположенные в сердце Санкт-Петербурге, являются символами образования СССР.
Целостность
Петербургская агломерация в целом и исторический центр, в частности, сохранили свою целостность. Это связано с тем, что развитие исторического центра практически остановилось в 1913 году, а в 1918 году столица страны была перенесена в Москву. Впоследствии новое строительство и развитие промышленных зон велось за пределами исторического центра.
Целостность объекта обеспечивается сохранением его планировочного каркаса, силуэта и возможности беспрепятственного обзора, однако высотное или несанкционированное строительство представляли угрозу. Объект также страдает от воздействия трафика, загрязнения воздуха и относительной влажности.
Подлинность
Объект сохранил подлинность главных компонентов. Первоначальная планировка и большая часть аутентичной застройки в историческом центре Санкт-Петербурга являются выражением выдающейся универсальной ценности объекта.
Высокое качество реставрации и реконструкции, проведенной на основе исторических документов с использованием аутентичных технологий и материалов, воссоздание памятников и дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов, пострадавших или разрушенных во время Второй мировой войны, также являются частью стратегии сохранения целостности культурного ландшафта всей агломерации.
Требования к сохранению и управлению
В момент включения в Список всемирного наследия объект охранялся в соответствии с законом СССР от 29.10.1976 №4692-IX «Об охране и использовании памятников истории и культуры», законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Зоны охраны и их режимы были утверждены решением Исполкома Ленсовета №1045 от 30.12.1988 «Об утверждении границ объединенных зон охраны памятников истории и культуры в центральных районах Ленинграда». В 1987 году Главным архитектурно-планировочным управлением Ленсовета разработан и утвержден Правительством СССР Генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года.
В последние годы законодательство в области охраны культурного наследия и градостроительства получило дальнейшее развитие. С 2002 по 2014 годы приняты и пересмотрены: закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002, 2014), Градостроительный кодекс Российской Федерации (2004, 2014), «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» (2005, 2013), региональные законы Ленинградской области и Санкт-Петербурга об охране объектов культурного наследия (2006, 2012; 2007, 2014), закон Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга”» (2008, 2014), закон «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (2009, 2010). Все вышеперечисленные документы регламентируют в настоящее время градостроительную деятельность и использование земель в границах территории объекта всемирного наследия. Совершенствуется юридическая защита, система зон охраны и режимы использования земель с целью защиты как отдельных компонентов объекта, так и его интегральной ценности в качестве исторического городского ландшафта. Буферная зона защитит невысокую небесную линию, обеспечит неизменность панорам и композиционно завершенных видов в историческом центре с учетом чувствительности данной зоны к развитию высотного строительства.
Ежегодно осуществляется финансирование крупных ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.
Управление и контроль за состоянием объектов культурного наследия в историческом центре Санкт-Петербурга и объектов, расположенных в административных границах Ленинградской области, совместно осуществляют уполномоченные федеральные и региональные органы власти. Принимаются меры по улучшению координации между ними.
В настоящее время осуществляется подготовка плана управления объектом, а также создание единой системы управления (в октябре 2014 года подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры РФ, Правительством Санкт‑Петербурга и Правительством Ленинградской области и создан Координационный совет по вопросам сохранения, управления и популяризации объекта, одной из задач которого является содействие подготовке и реализации плана управления объектом).
Беларусь
Казахстан
Киргизия
Армения
Таджикистан