Краткое резюме

Уникальный городской ландшафт Санкт-Петербурга в устье Невы у слияния реки с Финским заливом является самым выдающимся градостроительным проектом XVIII в.

Санкт-Петербург был построен в начале XVIII в. за поразительно короткое время по регулярному плану, в основу которого были положены идеи Петра Великого. Город строился в тяжелейших условиях – на низких незащищенных от наводнений землях, при острой нехватке строительных материалов и рабочей силы.

С первых десятилетий своей истории Санкт-Петербург стал центром грандиозной агломерации, включавшей в себя историческое городское ядро, парадные загородные резиденции, развитую фортификационную систему, усадьбы и дачи, поселки и малые города, объединенные радиальными дорогами. Она охватила оба берега Финского залива, город-крепость Кронштадт на острове Котлин, поднялась вверх по Неве к ее истоку до Шлиссельбурга. Так сложился неповторимый характеризующийся абсолютной соподчиненностью структуры исторический городской ландшафт и социокультурный феномен – русский европейский город в окружении пригородных ансамблей.

Начиная с царствования Петра I постепенно были построены сети каналов, улиц, набережных. В 1738 г. Невская перспектива стала важной городской осью, пересекающей город с востока на запад. При императрице Анне Иоанновне (1730-1740), Елизавете Петровне (1741-1761), Екатерине II Великой (1762-1796) городской ландшафт Санкт-Петербурга приобретает монументальную роскошь, которая обеспечивает мировую славу «Северной Венеции». Городские постройки архитекторов Растрелли, Ринальди, Кваренги, Камерона, Валлен-Деламота соперничали своей дерзостью и роскошью с дворцами, монастырями, императорскими и княжескими пригородными резиденциями – Петергофом (Петродворцом), Ораниенбаумом, Царским Селом (Пушкином), Павловском, Гатчиной и др.

Величие северной столицы России, ее горизонтальный силуэт с вертикальными доминантами, ансамбли набережных и площадей – все это лежит в основе «имперского» образа Санкт-Петербурга, его genius loci. В удивительной гармонии архитектуры и водных пространств заключена главная особенность и притягательность исторического центра Санкт-Петербурга.

Полноводная Нева дала городу исключительный пространственный размах и зрелищное богатство, стала главной площадью и главным проспектом Петербурга.

Пространства невской акватории были естественно продолжены системой городских площадей. Регулярная сеть улиц, наложенная на этот природный фон, дала особый художественный контраст и богатство восприятия. Своим «строгим, стройным видом» Санкт-Петербург обязан ансамблевому построению и тектоническому единству – качествам, возникшим одновременно с рождением города.

Городская ткань насыщена ансамблями. Эти ансамбли, сливаясь друг с другом, создают сложную многоуровневую систему, ни один элемент которой не существует сам по себе, изолированно от окружающей среды. Главная ценность всех составляющих этой системы обусловлена их включенностью в гармоничное целое.

Именно поэтому в истории градостроительства Санкт-Петербург, несомненно, остается единственным крупным проектом, сохранившим свою логическую завершенность, несмотря на быструю смену архитектурных стилей.

В новые времена город был свидетелем и участником величественных и трагических событий: революций Февраля и Октября 1917 года, героической стойкости в кольце блокады в 1941-1944 годах, унесшей около миллиона человеческих жизней. Пройдя через беспримерные испытания XX в., город остается символом и основой русской культуры нового времени, одним из центров науки, культуры и образования, связанным с личностями и художественными произведениями выдающейся универсальной ценности.

Критерий (i)

В области градостроительства Санкт-Петербург представляет собой уникальное художественное достижение с точки зрения амбициозности программы, согласованности плана и скорости его выполнения. С 1703 по 1725 г. Петр I поднимал из трясин, торфяных болот и скал в мраморе и камне свою новую столицу Санкт-Петербург, которую он хотел сделать красивейшим городом Европы.

Критерий (ii)

Ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге и его окрестностях Растрелли, Валлен-Деламотом, Камероном, Ринальди, Захаровым, Воронихиным, Росси, Монферраном и др., оказали в XVIII-XIX вв. значительное влияние на развитие архитектуры и монументального искусства России и Финляндии. Нормативная значимость столицы с самого начала была подчеркнута учреждением Академии наук, а затем Академии изящных искусств. Окончательно сформировавшаяся в результате работ, осуществленных в период царствования Екатерины II, Александра I и Николая I, градостроительная модель Санкт-Петербурга использовалась во время реконструкции Москвы (после пожара 1812 г.), а также по мере развития новых городов, таких как Одесса и Севастополь, расположенных в южной части империи.

Критерий (iv)

Предлагаемое культурное достояние соединяет архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга – столицы преимущественно барокко и классицизма – с выдающимися образцами барокко императорских резиденций. Дворцы Петергофа и Царского Села, восстановленные после Второй мировой войны, являются одними из наиболее значительных построек.

Критерий (vi)

Санкт-Петербург был дважды непосредственно и ощутимо связан с событиями мирового значения. В период с 1703 по 1725 г. строительство Петербурга (символом которого позже стала конная статуя Петра Великого, расположенная на Сенатской площади) открыло Россию западному миру. Большевистская революция победила в Петрограде в 1917 г. (город был переименован в 1914 г.). Крейсер «Аврора» и особняк Матильды Кшесинской, позже музей Великой Октябрьской революции, расположенные в сердце Санкт-Петербурге, являются символами образования СССР.

Целостность

Петербургская агломерация в целом и исторический центр, в частности, сохранили свою целостность. Это связано с тем, что развитие исторического центра практически остановилось в 1913 году, а в 1918 году столица страны была перенесена в Москву. Впоследствии новое строительство и развитие промышленных зон велось за пределами исторического центра.

Целостность объекта обеспечивается сохранением его планировочного каркаса, силуэта и возможности беспрепятственного обзора, однако высотное или несанкционированное строительство представляли угрозу. Объект также страдает от воздействия трафика, загрязнения воздуха и относительной влажности.

Подлинность

Объект сохранил подлинность главных компонентов. Первоначальная планировка и большая часть аутентичной застройки в историческом центре Санкт-Петербурга являются выражением выдающейся универсальной ценности объекта.

Высокое качество реставрации и реконструкции, проведенной на основе исторических документов с использованием аутентичных технологий и материалов, воссоздание памятников и дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов, пострадавших или разрушенных во время Второй мировой войны, также являются частью стратегии сохранения целостности культурного ландшафта всей агломерации.

Требования к сохранению и управлению

В момент включения в Список всемирного наследия объект охранялся в соответствии с законом СССР от 29.10.1976 №4692-IX «Об охране и использовании памятников истории и культуры», законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Зоны охраны и их режимы были утверждены решением Исполкома Ленсовета №1045 от 30.12.1988 «Об утверждении границ объединенных зон охраны памятников истории и культуры в центральных районах Ленинграда». В 1987 году Главным архитектурно-планировочным управлением Ленсовета разработан и утвержден Правительством СССР Генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года.

В последние годы законодательство в области охраны культурного наследия и градостроительства получило дальнейшее развитие. С 2002 по 2014 годы приняты и пересмотрены: закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002, 2014), Градостроительный кодекс Российской Федерации (2004, 2014), «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» (2005, 2013), региональные законы Ленинградской области и Санкт-Петербурга об охране объектов культурного наследия (2006, 2012; 2007, 2014), закон Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга”» (2008, 2014), закон «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (2009, 2010). Все вышеперечисленные документы регламентируют в настоящее время градостроительную деятельность и использование земель в границах территории объекта всемирного наследия. Совершенствуется юридическая защита, система зон охраны и режимы использования земель с целью защиты как отдельных компонентов объекта, так и его интегральной ценности в качестве исторического городского ландшафта. Буферная зона защитит невысокую небесную линию, обеспечит неизменность панорам и композиционно завершенных видов в историческом центре с учетом чувствительности данной зоны к развитию высотного строительства.

Ежегодно осуществляется финансирование крупных ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.

Управление и контроль за состоянием объектов культурного наследия в историческом центре Санкт-Петербурга и объектов, расположенных в административных границах Ленинградской области, совместно осуществляют уполномоченные федеральные и региональные органы власти. Принимаются меры по улучшению координации между ними.

В настоящее время осуществляется подготовка плана управления объектом, а также создание единой системы управления (в октябре 2014 года подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры РФ, Правительством Санкт‑Петербурга и Правительством Ленинградской области и создан Координационный совет по вопросам сохранения, управления и популяризации объекта, одной из задач которого является содействие подготовке и реализации плана управления объектом).