Село Коломенское, вошедшее в 1960 г. в городскую черту Москвы, расположено на юго-востоке столицы России, на высоком правом берегу Москвы-реки.

История этого поселения, впервые упомянутого в 1349 г., и на протяжении нескольких столетий служившего загородной летней резиденцией русских правителей, тесно связана со многими важными событиями в российской политической жизни эпохи позднего средневековья. Архитектурный ансамбль этого села сложился в основном в период XVI–XVII вв., однако и в дальнейшем он не раз подвергался перестройке и дополнениям.

Так, к самым старым постройкам, относящимся к XVI в., относятся церкви Вознесения, Иоанна Предтечи и Георгиевская колокольня. Из построек XVII в. сохранились проездные ворота с часовой башней, Приказные и Полковничьи палаты, Водовзводная башня, Сытный двор, Казанская церковь.

В 30–50-е гг. XX в. сюда перевезли памятники русского деревянного зодчества XVII в.: угловую крепостную башню Братского острога из Сибири, надвратную башню Николо-Карельского монастыря, домик Петра I из Архангельска. Однако главной достопримечательностью этого ансамбля была и остается церковь Вознесения, и именно она в 1994 г. была занесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Полагают, что этот храм заложили по указанию великого князя Василия III либо в 1529 г. – как молельный о даровании сына-наследника, либо в 1530 г. – в ознаменование рождения сына Ивана (в будущем — царя Ивана IV Грозного). Освящение церкви (по сути – официальное открытие) состоялось в 1532 г. Но отделочные работы, в которых, по-видимому, участвовали и русские, и итальянские мастера, продолжались и после этого. В первой половине XVI в. русские зодчие привнесли в свое каменное строительство элементы шатрового храма – столпообразного сооружения с невиданной до того конструкцией верха в виде высокого шатра. Это означало отход от укоренившейся уже традиции воздвижения крестово-купольных храмов. Шатровая церковь Вознесения в Коломенском – одно из первых творений такого рода, причем оно дошло до нашего времени практически в первозданном виде.

Композиция этого замечательного строения, общей высотой в 62 м, носит явный центрический характер. По вертикали церковь складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами-притворами (в плане имеет крестообразную форму), восьмерика и собственно шатра с небольшим куполом-главкой на самом верху. Внутренняя площадь шатра невелика – всего 8,5 м х 8,5 м, однако его высота значительна – более 40 м, и поэтому создается впечатление его бесконечной устремленности ввысь. Стены имеют толщину до 3 м. А по периметру, в своей нижней части, церковь опоясана галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодаря чему всё сооружение органично вписывается в рельеф высокого берега Москвы-реки. Декор церкви также великолепен, здесь, в частности, сохранился белокаменный трон с резным навершием в виде раковины («царское место»).

Видно, что эту церковь зодчие создавали с таким расчетом, чтобы она хорошо обозревалась снаружи, издалека, и воспринималась бы как символ могущества великокняжеского престола Москвы. Впрочем, она предназначалась и для «внутренних» целей: ведь отсюда можно было отлично обозревать далекие окрестности.

Пример коломенской церкви Вознесения получил затем широкое распространение по всей стране – вплоть до середины XVII в., когда при патриархе Никоне на строительство подобного рода шатровых храмов был наложен запрет.

В 1923 г. в Коломенском открывается филиал государственного Исторического музея, где экспонируются коллекции русского прикладного искусства. А с 1971 г. Коломенское получает статус музея–заповедника (современный статус – государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей–заповедник).