Краткое резюме

Церковь Вознесения (и везде по тексту изменить) была построена в 1532 году в подмосковном царском поместье Коломенское,  в честь рождения князя, ставшего царем Иваном IV («Грозным»).  В настоящее время церковь расположена недалеко от центра Москвы на крутом склоне холма, на берегу Москвы-реки. Церковь стала новым этапом в русской архитектуре. Это первая каменная шатровая церковь.

Великолепная шатровая крыша поднимается из восьмиугольного основания, увенчанного небольшими кокошниками. Само основание также поднимается из более крупной нижней части, образованной серией расположенных ярусами кокошников. Галереи, обрамленные лестницами различной высоты, окружают церковь. На восточной алтарной части галереи, обращённой к Москве – реке находится «царское место», имеющее форму трона с белокаменной сенью над ним.

Из-за особенностей конструкции, толщина стен составляет от 2,5 до 3 метров, что делает пространство интерьера очень компактным, хотя потолок высотой 41 метр создает ощущение просторности.

Храм доминирует над окружающими архитектурными сооружениями и ландшафтом, а также обеспечивает визуальное единство всех элементов усадьбы. Церковь Вознесения, построенная не по строгим канонам церковной архитектуры, принятым в XVI веке, является непревзойденной по изумительной красоте и элегантности форм.

Ее шатровая конструкция отличается от обычной пятиглавой на четырех столпах, что делает ее больше похожим на мемориальную скульптуру с архитектурными особенностями, вобравшими в себя все лучшее из византийских, греческих, римских, готических и древнерусских традиций. Пример церкви Вознесения в Коломенском получил широкое распространение по всей стране вплоть до середины XVII века. Шатровый стиль был важным и определяющим для русской архитектуры, поскольку впоследствии он стал воплощением русской национальной архитектурной традиции.

Критерий (ii): Церковь Вознесения в Коломенском представляет собой творческий и новаторский прорыв в строительстве русских православных церквей, оказавший глубокое влияние на развитие церковной архитектуры на обширной территории Восточной Европы.

Целостность

Церковь Вознесения в Коломенском представляет собой единое целое, и все атрибуты, выражающие ее выдающуюся универсальную ценность, находятся в пределах установленных границ. Ни одному из атрибутов не угрожает ни современное развитие, ни отсутствие управления. Все атрибуты объекта  присутствуют и сохраняют физическую целостность, а также функциональную динамичность. Как экстерьер, так и интерьер храма наглядно демонстрируют единство конструктивно-декоративного замысла, характерное для русской архитектуры.

Всего за период с 1532 года по 1920 год в церкви Вознесения существовало шесть различных иконостасов. В ходе комплексной реставрации 2003-2007 г.г. на основе хранящихся в фондах музея подлинных Царских врат самого раннего иконостаса XVI века, он был полностью восстановлен и в настоящее время размещён в Церкви Вознесения.

Подлинность

С момента постройки в 1532 году церковь Вознесения претерпела множество изменений. Однако, изменения коснулись кровли крыльев и отделки, в связи с полной утратой белокаменной резьбы порталов на втором ярусе. По объему и формам храм сохранился в своем первоначальном виде. В начале XIX века значительные площади поврежденной поверхности кирпичной кладки были облицованы специально для этого изготовленными кирпичами. Во втором ряду галерей были сделаны новые белокаменные полы, а также белокаменные лестницы и площадки для всех крылец. Кирпичные полы XVIII века были демонтированы. В 1860-х годах церковь была отреставрирована с использованием исторических деталей и орнаментов — это касается в основном верхней части храма: восьмерика, шатра и купола. В первой половине XX века на основе научных разработок были проведены следующие реставрационные работы: обновлен белый камень крыльев и парапетов, отреставрированы фасады путем замены поврежденных участков и нанесения на них белого известняка, восстановлены деревянные конструкции крыш галерей, крест, купол и цепи под ним были восстановлены и позолочены.

Тщательные исследования, проведенные в 1980-х годах, и последующая реставрация, позволили восстановить памятник до высокого уровня подлинности по форме и материалам, сохранив при этом внутреннее убранство.

Требования к охране и управлению

В 1918 году церковь Вознесения Господня была отнесена к объектам культурного наследия  как выдающийся культурно-исторический памятник. Его статус был подтвержден декретом Совета народных комиссаров «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (1918 г.). На момент внесения в реестр объект входил в состав Архитектурно-археологического и Природного комплекса Музейной зоны «Коломенское». Сегодня памятник находится в собственности и управлении Московского государственного художественного объединенного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Основным нормативным правовым актом, обеспечивающим необходимую  охрану, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Объект является национальным парком с религиозной составляющей. В настоящее время Церковь Вознесения является патриаршим подворьем при Патриархе Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в основные религиозные праздники, в остальное время объект функционирует как музей.

Оперативное руководство и управление объектом возложено на Московский государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, который подчиняется непосредственно Департаменту культурного наследия города Москвы.

В рамках долгосрочной программы сохранения историко-культурного наследия и развития музея-заповедника «Коломенское» на 2003-2007 годы были проведены необходимые мероприятия по сохранению и популяризации объекта, включая установку информационной доски на мемориальном камне с эмблемой Всемирного наследия. На восточном фасаде церкви в 2012 году также установлена информационная табличка с эмблемой ЮНЕСКО.

Музей, действуя на основании законов и нормативных актов Российской Федерации и города Москвы, а также местных программ, осуществляет эффективное управление объектом на постоянной основе.

Постоянный мониторинг будет иметь существенно важное значение для обеспечения надлежащего состояния сохранности и контроля за буферной зоной.