Ферапонтов монастырь находится на севере Вологодской области, более чем в 400 км от Москвы. Основан в конце XIV века монахом Ферапонтом, расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. В 1409 году здесь появилась первая деревянная церковь. Ферапонтов монастырь играл важную роль в истории становления российского государства, связан с избранием Ивана III и правлением Ивана IV. В XV-XVI веках он был крупным культурным центром.
Архитектурный ансамбль включает шесть каменных строений: собор Рождества Богородицы (1490 г.), церковь Благовещения (1530-34 гг.), казённую палату (XVI в.), церковь Мартиниана (1640-41 гг.), Святые ворота с надвратными церквями (1649-50 гг.) и колокольню (1680-е гг.). Основные постройки ансамбля созданы в XV–XVII веках. Архитектура монастыря — образец ростовского стиля, отличается чистотой форм и сохранностью внутреннего убранства. Ансамбль гармонично вписывается в природный ландшафт, сохранившийся с XVII века.
Собор Рождества Богородицы знаменит фресками Дионисия (1502 г.), покрывающими 600 кв. м. Его росписи отличаются грацией, благородством и гармонией. Преобладают синие тона, фигуры изображены воздушно и легко. Большая часть фресок посвящена Богородице и евангельским сюжетам. Особенно выделяется изображение Рождества Богородицы на западной стене и алтарная композиция с Богородицей и Христом. Настенная живопись собора Рождества Богородицы, которой исполнилось уже 500 лет, – это единственное (из дошедших до наших дней) масштабное и целостное произведение Дионисия.
Монастырь — прекрасный образец православного комплекса XV–XVII вв. В разное время здесь жили опальные церковные деятели: киевский митрополит Спиридон (XV в.) и патриарх Никон (1666–1676 гг.).
В XVIII веке монастырь закрыли, но в начале XX века возродили как женский. С 1923 года здесь действует Музей фресок Дионисия — филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Ежегодно монастырь посещают тысячи туристов, здесь также проводятся богослужения.
Критерий (i): Настенная роспись Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря является высшим выражением русского искусства фрески в XV-XVI веках.
Критерий (iv): Комплекс Ферапонтова монастыря является самым совершенным и полным примером православной монастырской общины XV-XVII веков, важнейшего периода в культурном и духовном развитии России.
Целостность
Включенный в Список объект занимает площадь 2,10 га с буферной зоной площадью 20 га и содержит все атрибуты, отражающие его выдающуюся универсальную ценность. Целостность ансамбля Ферапонтова монастыря и хорошая консервация всех его элементов обеспечивается сохранением границ объекта, которые остались неизменными и четко очерчены каменной стеной, окружающей все архитектурные памятники и сооружения монастыря. Ни современное развитие, ни ухудшение состояния, ни пренебрежение не угрожают ни одному из атрибутов выдающейся универсальной ценности объекта.
Ландшафт вокруг монастыря на протяжении веков оставался практически неизменным и сохранил свое гармоничное единство. Благодаря своему расположению и компактности, выразительный силуэт монастыря легко просматривается с разных сторон, и все природные и антропогенные воздействия на объект были предотвращены.
Подлинность
Ансамбль, возведенный в XV-XVII веках, сохранил высокий уровень подлинности с точки зрения оригинальности планировки, формы, материалов и техники исполнения, древнего архитектурного облика, особенно в том, что касается интерьеров. При хорошей сохранности монастырь не нуждается в масштабной реставрации. Определенные оригинальные архитектурные формы и сооружения были реставрированы на основе научных исследований и с использованием традиционных материалов: крупногабаритных камней для стен, дерева для швов, заполнителей и кровельных конструкций. На территории монастыря нет современных зданий и сооружений.
Стоит отдельно отметить работы по консервации настенных росписей, поскольку они ограничиваются только укреплением красочного слоя и расчисткой. Подлинность фресок Дионисия определяется отсутствием вмешательства в их структуру. Уникальные методы консервации слоев росписей собора обеспечивали лишь незначительное вмешательство в произведения художника и не допускали нарушения их строения и эстетического восприятия.
Сегодня в монастыре находится Государственный музей. Однако изменения подлинности функции являются частью истории объекта, и работа музея играет незаменимую роль в защите подлинности ансамбля. В качестве приходских церквей Русская Православная Церковь использует церкви Святого Ферапонта и Богоявления, богослужения также предусмотрены в церкви Святого Мартиниана.
Требования к охране и управлению
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.1997 г. № 275 ансамбль Ферапонтова монастыря объявлен памятником истории и культуры федерального значения. Музей фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. С 1998 года Министерство культуры Российской Федерации отвечает за финансирование и управление музеем. В настоящее время музей находится в ведении Департамента культурного наследия Министерства и Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия. В 2011 году для решения вопросов управления и сохранения памятников культурного наследия монастыря была создана комиссия, состоящая из представителей Вологодской епархии Русской Православной Церкви и музея. Состояние сохранности объекта также контролируется Национальной комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
К числу задач, требующих решения в области сохранения, относятся сохранение уникальных фресок Дионисия, сохранение ансамбля монастыря, а также постоянный мониторинг состояния сохранности объекта и мониторинг и обеспечение соблюдения правил, касающихся буферной зоны.
Беларусь
Казахстан
Киргизия
Армения
Таджикистан