Краткое резюме

Ансамбль Ферапонтова монастыря расположен в Вологодской области, в северо-западной части Российской Федерации, на небольшом холме, между Бородаевским и Паским озерами, в 120 км. к северо-западу от города Вологды.

Московский монах Ферапонт основал монастырь в 1398 году. Ансамбль монастыря был образован в XV-XVII веках. Ядром ансамбля является собор Рождества Богородицы (1490 г.), который особенно выделяется среди шести сохранившихся до наших дней зданий монастыря. К другим относятся Благовещенская церковь с трапезной, Казначейская палата,  церковь св. Мартиниана, Церковь Богоявления и прп. Ферапонта над Святыми Вратами, колокольня. В XIX веке территория монастыря была огорожена каменной оградой.

История Ферапонтова монастыря была связана с важными событиями в решающие моменты становления централизованного российского государства, такими как избрание  Государя Всея Руси Ивана III, царствование первого российского царя Ивана IV и ссылка патриарха Никона. В XV-XVI веках Ферапонтов монастырь стал крупным культурным и идеологическим центром региона, одним из главных монастырей, оказавшим значительное влияние на политику Московского государства.

Архитектура монастыря, являющегося выдающимся образцом ростовского архитектурного стиля, отличается своеобразием и чистотой форм. Здания монастыря сохранили все характерные черты и внутреннее убранство. Ансамбль Ферапонтова монастыря также является ярким примером гармоничного единства с окружающим природным ландшафтом, мало изменившегося с XVII века, что подчеркивает своеобразный духовный уклад северных монахов, раскрывая при этом особенности хозяйственной структуры северного крестьянства.

Стены собора Рождества Богородицы имеют особое значение для русской культуры и культуры всего мира. Фрески собора — единственные полотна величайшего русского мастера Дионисия, полностью сохранившиеся до наших дней в первозданном виде. Ансамбль Ферапонтова монастыря, с наиболее ценными и полностью сохранившимися фресками Дионисия, является уникальным примером целостности и единства русского стиля северного монастырского ансамбля XV-XVII  веков.

Критерий (i): Настенная роспись Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря является высшим выражением русского искусства фрески в XV-XVI веках.

Критерий (iv): Комплекс Ферапонтова монастыря является самым совершенным и полным примером православной монастырской общины XV-XVII веков, важнейшего периода в культурном и духовном развитии России.

Целостность

Включенный в Список объект занимает площадь 2,10 га с буферной зоной площадью 20 га и содержит все атрибуты, отражающие его выдающуюся универсальную ценность. Целостность ансамбля Ферапонтова монастыря и хорошая консервация всех его элементов обеспечивается сохранением границ объекта, которые остались неизменными и четко очерчены каменной стеной, окружающей все архитектурные памятники и сооружения монастыря. Ни современное развитие, ни ухудшение состояния, ни пренебрежение не угрожают ни одному из атрибутов выдающейся универсальной ценности объекта.

Ландшафт вокруг монастыря на протяжении веков оставался практически неизменным и сохранил свое гармоничное единство. Благодаря своему расположению и компактности, выразительный силуэт монастыря легко просматривается с разных сторон, и все природные и антропогенные воздействия на объект были предотвращены.

Подлинность

Ансамбль, возведенный в XV-XVII веках, сохранил высокий уровень подлинности с точки зрения оригинальности планировки, формы, материалов и техники исполнения, древнего архитектурного облика, особенно в том, что касается интерьеров. При хорошей сохранности монастырь не нуждается в масштабной реставрации. Определенные оригинальные архитектурные формы и сооружения были реставрированы на основе научных исследований и с использованием традиционных материалов: крупногабаритных камней для стен, дерева для швов, заполнителей и кровельных конструкций. На территории монастыря нет современных зданий и сооружений.

Стоит отдельно отметить работы по консервации настенных росписей, поскольку они ограничиваются только укреплением красочного слоя и расчисткой. Подлинность фресок Дионисия определяется отсутствием вмешательства в их структуру. Уникальные методы консервации слоев росписей собора обеспечивали лишь незначительное вмешательство в произведения художника и не допускали нарушения их строения и эстетического восприятия.

Сегодня в монастыре находится Государственный музей. Однако изменения подлинности функции являются частью истории объекта, и работа музея играет незаменимую роль в защите подлинности ансамбля. В качестве приходских церквей Русская Православная Церковь использует церкви Святого Ферапонта и Богоявления, богослужения также предусмотрены в церкви Святого Мартиниана.

Требования к охране и управлению

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.1997 г. № 275 ансамбль Ферапонтова монастыря объявлен памятником истории и культуры федерального значения. Музей фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. С 1998 года Министерство культуры Российской Федерации отвечает за финансирование и управление музеем. В настоящее время музей находится в ведении Департамента культурного наследия Министерства и Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия. В 2011 году для решения вопросов управления и сохранения памятников культурного наследия монастыря была создана  комиссия, состоящая из представителей Вологодской епархии Русской Православной Церкви и музея. Состояние сохранности объекта также контролируется Национальной комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

К числу задач, требующих решения в области сохранения, относятся сохранение уникальных фресок Дионисия, сохранение ансамбля монастыря, а также постоянный мониторинг состояния сохранности объекта и мониторинг и обеспечение соблюдения правил, касающихся буферной зоны.