В пещере Шульган-Таш присутствуют четыре характеристики, которые являются достаточной редкими: древность, богатство, качество наскальных изображений, а также продолжительность культурной традиции.
Наскальная живопись в пещере Шульган-Таш по современным данным является самым древним собранием пещерной живописи на территории Восточной Европы и Северной Азии. Возраст рисунков по уран-ториевой датировке укладывается в промежуток от 44 до 14,5 тыс. л.н. Радиоуглеродные даты возраста культурных отложений, содержащих следы нанесения рисунков и фрагменты красочных изображений, относятся к интервалу 14000-19000 л.н. Это единственная пещера с наскальными рисунками в Северной Евразии, которая имеет надежные даты плейстоценового возраста. Археологический контекст показывает связь археологических находок эпохи верхнего палеолита и наскальных изображений: в культурном слое найдены палитры, куски охры, орудия для нанесения изображений, следы ритуальных действий и различные приношения.
Пещера Шульган-Таш является самым крупным собранием пещерных изображений в Северной Евразии: в четырех залах в глубине пещеры в 200300 м от входа зафиксировано около 200 изображений, местами поверхность стен покрыта рисунками на протяжении нескольких десятков метров. Наиболее выразительная часть рисунков размещена на труднодоступном верхнем этаже.
Оригинальным является набор образов: присутствуют реалистические изображения мамонтов, лошадей, бизона, которые хорошо известны по аналогичным памятникам Западной Европы. Отличительно чертой данного памятника является большое количество изображений мамонта. Наряду с этим, присутствуют уникальные изображения: верблюд, носорог с орнаментированным полосами телом, зооантропоморф, два изображения человека. Все изображения делятся на фигуративные и знаковогеометрические. Фигуративные отличает обобщенность, изображения выполнены строго в профиль, контурные, отсутствие детализации, соблюдение устойчивого канона.
Ярким проявлением второй группы выступает большое число четырехугольных фигур (в основном трапеции) с боковыми отростками и разным заполнением внутреннего пространства. Большая часть фигуративных изображений объединены между собой или с геометрическими символами в композиции. Рисунки животных отличает большое мастерство, с которым были соблюдены пропорции, использован рельеф поверхности стен как при размещении групп рисунков в рамках композиции, так и при нанесении отдельных фигур. Присутствуют скульптуры на основе кальцитового натека и обработанного рельефа стены.
Уникальным является продолжительность непрерывного использования пещеры в культовых целях. Имеющиеся радиоуглеродные даты и данные палеоэкологии свидетельствуют о том, что оно продолжалось не менее 10000 лет (от 19000 до 10000 л.н.). Использование пещеры в культовых целях продолжалось и в более позднее, время вплоть до современности (в отдельные временные интервалы), однако, вне связи с рисунками доисторического человека и в других частях пещеры.