Эти средневековые монастыри были возведены в период расцвета Армении при правлении династии Кьюрикян (X-XIII вв.) – тогда монастыри выступали в роли важных центров просвещения. В Санаине находилась знаменитая школа художников-миниатюристов и каллиграфов, располагалось хранилище книг и рукописей. Оба монастырских комплекса представляют собой лучшие образцы эпохи расцвета армянской религиозной архитектуры, уникальный стиль которой сформировался при смешении византийских и местных кавказских традиций.

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое резюме

Два монастырских комплекса Ахпат и Санаин являются серийным объектом, который располагается в Лорийской области Армении. Датируясь X-XIII веками, функциональная роль, расположение и стилистические характеристики были приняты во внимание при строительстве комплексов. В результате был построен асимметричный, но сбалансированный по объему, гармоничный и интегрированный комплекс, гармонирующий с живописным ландшафтом. Два монастыря представляют высочайший расцвет армянской религиозной архитектуры в X-XIII веках. Их уникальный стиль сформировался из смешения элементов византийской церковной архитектуры и традиционной народной архитектуры Кавказа.

Монастырь Ахпат, основанный царевной Хосровануш (супругой армянского царя Ашота III Милостивого) в 976 году, состоит из одного притвора, двух коридоров-гробниц, трапезной, скриптория, часовни Амазасп, колокольни, нескольких часовен-гробницы и хачкаров, которые окружены возвышающимся валом. Подходы к монастырю наблюдались из крепости Каянберд, которая была построена в XIII веке специально для этой цели.

Церковь Святого Ншана является старейшим памятником в комплексе и была построена между 976 и 991 гг. н.э. (архитектор Трдат). Церковь представляет собой прямоугольную куполообразную конструкцию, слегка вытянутую с востока на запад, с внутренним крестообразным планом. Центральный купол опирается на четыре массивные колонны в боковых стенах. Отличаясь своим интегрированным интерьером и огромным доминирующим куполом, церковь является полным и ярким примером нового стилистического направления армянской архитектуры в X и XI веках. Самый ранний слой фресок с изображением Иисуса на троне сохранился в главной апсиде. Сцены благовещения, рождения и крещения были нарисованы в нижней части.

Барельефы царей Смбата и Гургена, стоящие друг перед другом и держащие модель церкви, расположены в верхней части восточного фасада и являются яркими образцами скульптуры.

Церковь примыкает к западу от притвора и имеет интересную внутреннюю композицию, которая была добавлена во втором десятилетии XIII века принцессой Мариам. Притвор является исключительным примером армянской средневековой архитектуры. Пересекающиеся арки, поддерживаемые двумя колоннами, несут свод крыши, освещая внутреннюю часть здания.

Построенное в 1257 г. н.э. к северу от главной церкви, здание настоятеля Хамазаспа имеет квадратный план и сводчатую крышу, поддерживаемую четырьмя центральными колоннами, с отверстием в крыше для выхода дыма и проникновения света. Это самый большой пример данного типа здания в комплексе. Небольшая сводчатая церковь примыкает к притвору на востоке, в то время как скрипторий (XI в. н.э.) пристроен к южной части восточной стены и был основательно реконструирован в XIII веке.

В пространстве между церковью Святого Ншана, зданием настоятеля Хамазаспа и скрипторием был возведен свод в XIII веке и размещена усыпальница. Она имеет продолжение в форме второго коридора-усыпальницы вдоль восточной стороны церкви.

Колокольня, построенная в 1245 г. н.э. восточной части комплекса, является самым ранним примером данного типа сооружений и выделяется своими беспрецедентными объемно-пространственными решениями с крестообразным планом первого этажа, поддерживающим восьмигранный второй этаж, который увенчан семиколонной колокольня.

Трапезная (XIII век) занимает свое исключительное место среди армянских средневековых светских построек — прямоугольное пространство разделено на два одинаковых зала с системой пересекающихся арок и восьмиугольной крышей для освещения и удаления дыма.

В монастыре сохранились многочисленные памятники мемориального и монументального искусства. Хачкар Аменапркич (Всеспаситель, 1273 г. н.э.) расположен у северного входа в церковь Святого Ншана.

Ранее Санаин был административным центром и местом семейного захоронения Кюрикян-Багратидов (X-XI вв.), а также епископской резиденцией (до XI в.).

В монастыре Санаин находятся церкви Святой Аствацацин (Пресвятой Богородицы), Святого Аменапркич (Всеспасителя) и Святого Григория, притворы, церковь, скрипторий, колокольня и академия. Церковь Святой Аствацацин (928-944 гг. н.э.) представляет собой крестообразный образец средневековой армянской классической архитектуры с центральным куполом, достигший своего совершенства в главном здании комплекса — церкви Святого Аменапркич. Он был построен между 957 и 966 гг. н.э. под покровительством царицы Хосровануш (супруги царя Ашота III Милосердного). Акцент в интерьере заключен в центральном ядре и гармонии между квадратным основанием и круглым куполом. Главная апсида окружена четырьмя двухэтажными ризницами. К церкви пристроен притвор, построенный в 1181 г. н.э. с крестовокупольным планом, поддерживаемый четырьмя колоннами (самый ранний известный пример данного плана). Орнамент капителей колонн символическими скульптурами в форме голов животных добавляет выразительность этому притвору.

Притвор церкви Святой Аствацацин (построен в 1211 г. н.э.) имеет уникальный трехнефный прямоугольный зал.

Скрипторий (также называемый дом с мощами) расположен на северо-восточной стороне группы зданий. Он был построен в 1063 г. н.э. и имеет квадратный план и своды с нишами, в которых хранились кодексы и книги.

Церковь Святого Григория датируется 1061 г. н.э. Ее фасады отличаются гладкими декоративными аркатурами и треугольными нишами.

Колокольня (одна из старейших в Армении) была построена между 1211 и 1235 гг. н.э. рядом с церковью у северной стены. Трехэтажное сооружение венчают колонны и ротонда. Ее крыша поддерживается двумя парами пересекающихся арок, западный фасад имеет декоративный орнамент.

Церковь Святого Арутюна (первая четверть XIII в.) и руины церкви Святого Акоба (вторая половина X в.) находятся за пределами монастыря. В комплексе Санаин есть два источника: первый находится в бывшем центре деревни (с колодцем конца XII  — начала вв., в форме сводчатого зала с двойным арочным проемом), а второй примыкает к северной оборонительной стене с колодцем, построенным в 1831 году, с одним арочным проемом.

В комплексе Санаин сохранилось более 50 хачкаров, среди которых наиболее ценными являются хачкары Григора Тутеорди (на северной стене церкви Святого Арутюна, Мхитар Казмич) и Саргис (на западной стене церкви Святой Аствацацин). Эти хачкары считаются одними из лучших образцов средневековой армянской скульптуры.

Церковь Святого Карапета (конец X — начало XI вв.) находится в восточной части комплекса, а часовня Саргис (конец X — начало XI вв.) – на западной стороне (на холме) Санаин. Также частью номинированного объекта является монументальный однопролетный каменный мост через ущелье Дебет, который сохранился в своем первоначальном виде с XIII века.

Критерий (ii): Монастыри Санаин и Ахпат уникальны благодаря сочетанию элементов как византийской церковной архитектуры, так и традиционных народных стилей строительства этого региона.

Критерий (iv): Монастыри Санаин и Ахпат являются выдающимися образцами церковной архитектуры, которая сформировалась в Армении в X-XIII вв.

Заявление о целостности

Объект состоит из двух монастырей, которые являются его компонентными частями. Здания и другие атрибуты являются достаточно неповрежденными, и передают выдающуюся универсальную ценность объекта.

Расположение объекта в активной сейсмической и промышленной зоне, на активном туристическом маршруте, а также загрязнение окружающей среды являются основными угрозами для целостности объекта.

Заявление о подлинности 

Сооружения в составе данного объекта, а также ландшафт, не подверглись изменениям с момента включения в Список всемирного наследия. Их подлинность не находится под угрозой, несмотря на повреждения и реставрации, проведенные с течением времени.

Монастыри иллюстрируют своей структурой и современным состоянием органический рост монастырских учреждений на протяжении многих веков с последовательными добавлениями и реконструкциями, вызванными разрушениями.

Требования к охране и управлению

Объект находится в собственности Армянской апостольской церкви, а также находятся под защитой закона «Об охране и использовании историко-культурных недвижимых памятников и исторической среды» Республики Армения, а также постановления «О государственной регистрации, изучении, охране, укреплении, реставрации, реконструкции и использовании историко-культурных недвижимых памятников». Дополнительные статьи для защиты памятников существуют в гражданском, административном, земельном и уголовном кодексах Республики Армения.

Министерство культуры Армении со своим специализированным подразделением в качестве уполномоченного государственного органа и Армянская апостольская церковь со своими специализированными подразделениями и епархиями в качестве собственников, а также неправительственные, природоохранные организации и люди, заинтересованные в сохранении армянского наследия, вовлечены в работе по охране монастырского комплекса.

Вопросы сохранения, восстановления и использования объектов, включенных в Список всемирного наследия, обсуждаются в специализированных советах, созданных министерством культуры Армении (методологические, архитектурные советы) и Эчмиадзинским монастырем, где представлены специалисты обеих сторон.

Правительство Республики Армения проводит последовательную политику с целью комплексного исследования технического состояния компонентных частей объекта. Агентство по охране памятников истории и культуры Республики Армения отвечает за сохранение и охрану буферной зоны от имени республиканского правительства. Финансирование объекта формируется за счет средств государственного бюджета, предпринимательской деятельности и частных пожертвований.

Для противодействия таким угрозам, как сейсмическая активность, промышленное загрязнение, проекты нового строительства за пределами границ объекта, давление туризма и разрушения были предприняты научно-исследовательские, ремонтные, проектные и профилактические меры для сохранения подлинности объекта. В 2012 году был начат процесс реабилитации монастыря Санаин и начались подготовительные меры для удовлетворения необходимых требований.

Армения

N 41 5 42 E 44 42 37.008

Дата включения: 1996

Расширение: 2000

Критерии: (ii), (iv)

Объект: 2.65 га

Буферная зона: 23.8 га

С 777bis

https://whc.unesco.org/en/list/777