Кафедральный собор Эчмиадзина (основан 1700 лет назад) вместе с тремя древними церквями, также, как и руины храма в Звартноце (середина VII в.), являются выдающимися памятниками армянской церковной архитектуры. Они наглядно иллюстрируют развитие и совершенствование армянских церквей крестово-купольного типа, оказавших основополагающее влияние на архитектуру и искусство этого региона.

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое резюме

Город Эчмиадзин расположен в Армавирской области Армении. Поселение существует с древних времен, о чем свидетельствуют археологические памятники каменного, бронзового и железного века, расположенные в городе и его окрестностях. Самые древние письменные упоминания об Эчмиадзине относятся к периоду правления царя Урарту Руса II (685-645 гг. до н.э.). Данный город упоминается в урартской клинописной надписи под именем Куарлини. Жизнь в этом армянском поселении продолжалась непрерывно. Во времена правления Ервандидов, согласно трудам армянского историка Мовсеса Хоренаци город назывался Артимед (V в. н.э.), затем Вардгесаван и Вагаршапат в период правления царя Вагарша I Аршакуни (117-140 гг.). Название Эчмиадзин использовалось наряду с Вагаршапат после принятия христианства (301 г. н.э.).

Номинированный объект разделена на три компонентные части: первая компонентная часть включает Эчмиадзинский кафедральный собор и церковь Святой Гаяне. Площадь первой компонентной части составляет около 30,2 га, где 18,8 га принадлежит Эчмиадзинскому монастырю (Кафедральный собор и прилегающие постройки площадью 16,4 га; церковь Святой Гаяне и окружающие постройки площадью 2,0 га и монастырское кладбище площадью 0,4 га) и 11,4 га принадлежат городу Эчмиадзин. Вторая компонентная часть включает церковь Святой Рипсимэ и церковь Святого Шогакат. Площадь второй компонентной части составляет около 25,3 га, из которых 6,2 га являются территорией церкви Святой Рипсимэ. Остальные 19,2 га принадлежат городу Эчмиадзин.

Третья компонентная часть состоит из археологического памятника Звартноц, с руинами храма, дворца Католикоса и других сооружений, и занимает площадь около 18,8 га.

Первая и вторая компонентные части имеют единую буферною зону площадью около 93 га. Буферная зона третьей компонентной части составляет 24 га.

Религиозные сооружения Эчмиадзина и археологические памятники в Звартноце свидетельствуют о распространении христианства в Армении и развитии уникальной армянской церковной архитектуры, которая оказала глубокое влияние на архитектурное и художественное развитие в регионе. Объект наглядно иллюстрирует эволюцию и расцвет крестово-купольного типа армянских церквей.

Самым ранним купольным храмом является Эчмиадзинский собор, построенный в 301-303 гг. н.э. царем Трдатом III (Тиридатом) и Святым Григорием Просветителем. Его крестообразный план с четырьмя апсидами и центральным куполом на четырех столбах является выдающимся вкладом армянской церковной архитектуры в христианскую архитектуру в целом. Это изобретательное открытие армянских архитекторов распространилось за пределы страны в Византию, а затем в Центральную и Западную Европу. Помимо своих архитектурных качеств, собор отличается от других армянских церквей оригинальными росписями фресок. С 1712 по 1721 год над росписями работал Нагаш Ховнатан (сохранились росписи на верхней части купола и изображении Пресвятой Богородицы на внутреннем мраморе главной апсиды). Акоп и Арутюн Овнатаняны (первая половина XVIII века) и Овнатан Овнатанян (вторая половина XVIII века) периодически создавали картины для Эчмиадзинского собора. Мкртум и Акоп Овнатаняны также создали картины для собора в XIX веке.

Церковь Святой Гаяне (630 г. н.э.) является самым ранним примером в раннехристианской и армянской архитектуре, который комбинирует трехнефную базилику с центральным куполом. Данная форма впоследствии стала широко распространенной как в Армении, так и в Западной Азии. Это четырехколонная купольная базилика с гармоничными пропорциями; центральный неф и две ризницы, построенные из хорошо обработанного туфа (камня вулканического происхождения). Памятник считается лучшим примером церкви данного типа. Сводчатая гробница Святой Гаяне находится под главной апсидой, в которую входит юго-восточная ризница. Крыша и стены церкви были отремонтированы в 1652 году. В 1683 году вдоль западного фасада церкви был построен притвор с тремя залами; притвор имеет часовни на северной и южной концах, посвященные апостолам Петру и Павлу. Притвор также служил местом захоронения католикосов.

Вал монастыря был построен позже. В 1866-1882 гг. настоятель Ваган Бастамян отремонтировал монастырь, его арочные ворота, жилые дома для настоятеля и прихожан, школу и основал типографию.

Различные типы центрально-купольных церквей формировались в раннем средневековье и получили широкое распространение в Армении в VII веке. Среди них церковь Святой Рипсимэ — прекрасный пример четырехапсидной церкви с промежуточными нишами и угловыми комнатами (618 г. н.э.). В 1970-х годах в прилегающей к церкви территории были проведены археологические раскопки: были обнаружены дохристианские и раннехристианские захоронения, а также однонефная церковь. Благодаря блестящему сочетанию сейсмостойкой строительной системы, декора и архитектурного стиля, церковь Святой Рипсимэ обладает кристальной ясностью. Ее конструктивная система является основным выражением ее художественного облика.

Церковь Святого Шогакат была построена в 1694 году на месте часовни IV века, где на христианских мучеников Рипсимэ «упал луч света». Современная церковь была построена из коричневого хорошо обработанного туфа и отличается уникальной архитектурой.

Церковь Святой Мариам Аствацацин была построена в 1767 году в период правления католикоса Симеона Ереванци. Это базилика имеет три прохода и кровлю с тремя парами пилястр.

Инициатива по разработке новых центрально-купольных и крестообразных планов для церквей привела к строительству церкви Звартноц в середине VII века.  Звартноц считается шедевром, где четырехапсидное внутреннее пространство заключено в трехэтажную круглую структуру с многогранной внешней частью. Он был разрушен в X веке, вероятно в результате землетрясения.

Согласно предложенной реконструкции (на основе каменной модели церкви Гагкашен, найденной во время раскопок в Ани в XI веке), высота церкви составляла около 45 м, что необычно для строительных технологий VII века. Звартноц имеет богатые барельефы. Барельефы и горельефы, иллюстрирующие фрагменты церковной и светской жизни, выполнены очень умело. Эти декоративные элементы были широко распространены в армянской архитектуре со второй половины VII в. Церковь Звартноц действительно является апогеем всех достижений золотого века армянской архитектуры (раннего Средневековья) в сферах строительства, скульптурного и декоративного искусства.

Критерий (ii): Развитие церковной архитектуры, представленное в выдающейся форме церквями Эчмиадзина и археологическим памятником Звартноц, оказало глубокое влияние на церковное строительство на уровне всего региона.

Критерий (iii): Церкви Эчмиадзина и археологический памятник Звартноц ярко отображают как духовность, так и новаторские художественные достижения армянской церкви с момента ее основания.

Заявление о целостности

Церкви, включенные в состав объекта, ясно свидетельствуют о распространении христианства в Армении и об эволюции уникальной армянской церковной архитектуры. Объект содержит достаточное количество структур, чтобы продемонстрировать развитие церковной архитектуры. Все здания, а также ландшафт, являются достаточно нетронутыми и не менялись с момента внесения в Список всемирного наследия.

Основными угрозами целостности объекта являются его расположение в активной сейсмической зоне и на популярном туристическом маршруте, а также загрязнение окружающей среды.

Заявление о подлинности

Подлинность церковных памятников является обоснованной, учитывая, что они использовались в религиозных целях на протяжении многих веков, в течение этого периода подвергались изменениям в литургии и моде и периодически подвергались реставрации. Археологический памятник полностью подлинный, поскольку он состоит исключительно из раскопанных руин 31 исчезнувшей структуры. Однако некоторые из прошлых реставрационных работ не полностью соответствуют принципам Венецианской хартии.

Требования к сохранению и управлению

Только археологический памятник Звартноц находится в государственной собственности и находится на территории Историко-культурного музея-заповедника «Звартноц», остальные памятники являются собственностью Армянской апостольской церкви, а также находятся под защитой закона «Об охране и использовании историко-культурных недвижимых памятников и исторической среды» Республики Армения, а также постановления «О государственной регистрации, изучении, охране, укреплении, реставрации, реконструкции и использовании историко-культурных недвижимых памятников». Дополнительные статьи для защиты памятников существуют в гражданском, административном, земельном и уголовном кодексах Республики Армения.

Министерство культуры Армении со своим специализированным подразделением в качестве уполномоченного государственного органа и Армянская апостольская церковь со своими специализированными подразделениями и епархиями в качестве собственников, а также неправительственные, природоохранные организации и люди, заинтересованные в сохранении армянского наследия, вовлечены в работе по охране монастырского комплекса. Проводится последовательная политика с целью комплексного представления памятников, включенных в номинацию. Постоянные экспозиции музеев в монастыре и в Звартноце обновляются в течение времени.

Вопросы сохранения, восстановления и использования объектов, включенных в Список всемирного наследия, обсуждаются в специализированных советах, созданных министерством культуры Армении (методологические, архитектурные советы) и Эчмиадзинским монастырем, где представлены специалисты обеих сторон. Для решения проблем, возникающих с течением времени в границах объекта и в его основных зданиях, были предприняты научные исследования, реконструкция, укрепление, проектирование и профилактические меры с целью обеспечения подлинности объекта. Свинец был снят с купола собора в 2000 году и заменен каменными плитами.

Финансирование объекта формируется за счет средств государственного бюджета, предпринимательской деятельности и частных пожертвований.

N 40 9 33.516 E 44 17 42.504

Дата включения: 2000

Критерии: (ii), (iii)

Объект: 74.3 га

С 1011