Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – город Загорск) – это небольшой город, расположенный в 70 км к северо-востоку от Москвы. Он сформировался вокруг древнего монастыря — Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной жизни Руси.

Уединенная пустынь (место моления) была основана в середине XIV в. в глухих подмосковых лесах сыном ростовского боярина Варфоломеем, который после стал известен как Сергий Радонежский. В XV–XVI вв. пустынь стала превращаться в большой и влиятельный монастырь. Расположение на важной стратегической дороге к русскому Северу способствовало его укреплению и включению в общую систему обороны Москвы. Героической страницей истории монастыря стала его многомесячная оборона в начале ХVII в. от осаждавших его польских интервентов.

Монастырь постепенно становится крупнейшим феодалом-землевладельцем. В 1744 г. ему присваивается почетное наименование лавры. В 1782 г. населенный пункт, образовавшийся вокруг монастыря, объявляют городом под названием Сергиев Посад. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался постепенно на протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений.

Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422–1423 гг. над гробом Сергия Радонежского, на месте прежней деревянной церкви. Для его постройки пригласили выдающихся зодчих, придавших собору все характерные черты ранней московской архитектуры. Это четырехстолпный крестово-купольный храм, сложенный из тесаных белокаменных блоков, он отличается небольшими размерами и скромным резным декором.

Для росписи интерьера Троицкого собора были приглашены выдающиеся художники того времени Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили артелью иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу», которая находилась здесь до 1929 г., а затем была передана Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия). Андрей Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень сильно разрушены.

Во второй половине XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Успенский собор на центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но в несколько увеличенных размерах. Получился массивный пятиглавый храм, в отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в. он был расписан ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. В 1606 г. здесь были погребены русский царь Борис Годунов с женой и сыном.

Каменные крепостные стены с башнями, придающие монастырю вид неприступной крепости, были построены всего за десять лет (1540–1550 гг.). Позднее их неоднократно реконструировали. Ныне они достигают общей длины 1120 м при высоте от 7 до 15 м. В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться за счет появления новых сооружений. К их числу относятся больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и Царские Чертоги, т.е. каменный царский дворец в лавре. Это также замечательная трапезная – этот зал был предназначен для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего духовенства. Эксперты считают это здание прекрасным образцом «московского барокко».

В XVIII в. здесь появилась изящная пятиярусная колокольня, проект которой был создан выдающимся московским зодчим Д.В. Ухтомским. Белая 88-метровая колокольня – своего рода объединяющий центр всего монастырского ансамбля, придающий ему логическую завершенность.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была объявлена музеем, с 1940 г. – это государственный историко-художественный музей-заповедник. Помимо архитектуры, огромную ценность представляет уникальное собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV–XVII вв. Здесь творили многие русские писатели того времени, составляли летописи, вели переписку и коллекционирование древних книг, здесь развивались иконопись, художественные ремесла. Большую ценность представляют также произведения русского искусства XVII–XIX вв. На территории лавры располагается Московская духовная академия и духовная семинария.