Сергиев Посад (ранее Загорск) — небольшой город в 70 км от Москвы, сформировавшийся вокруг Троице-Сергиевой лавры. Основанный в середине XIV века сыном ростовского боярина Варфоломеем (Сергием Радонежским), монастырь стал важным религиозным, политическим и культурным центром. В XV–XVI веках монастырь превратился в крупный и влиятельный центр, укреплённый на стратегически важной дороге. В начале XVII века он героически оборонялся от польских интервентов. Это монастырь-крепость, олицетворяющий развитие русской архитектуры и оказавший значительное влияние на зодчество России и Восточной Европы.
Архитектурный ансамбль лавры создавался на протяжении шести веков и включает более 50 строений. Первое каменное сооружение — Троицкий собор (1422–1423) — четырёхстолпный крестово-купольный храм, построенный в стиле ранней московской архитектуры. Над росписью собора работали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Рублёв написал для собора знаменитую «Троицу», ныне хранящуюся в Третьяковской галерее. В Троицком соборе покоятся мощи Сергия Радонежского. Рядом расположена церковь Сошествия Святого Духа (1476) с уникальной колокольней.
Во второй половине XVI века ансамбль пополнился Успенским собором и крепостными стенами. Успенский собор, построенный по указу Ивана Грозного, представлял собой увеличенную копию кремлёвского собора, но из кирпича. В XVII веке его расписали ярославские мастера.
В XVII веке появились больничные палаты, церковь Зосимы и Савватия, надвратная церковь Иоанна Предтечи, Царские Чертоги и трапезная в стиле «московского барокко». После пожара 1746 года началась масштабная реставрация, в ходе которой была построена пятиярусная колокольня высотой 88 метров. В XVIII веке вокруг Лавры сформировался регулярный городской план, появились Конный двор, гостиницы, странноприимный дом и другие постройки. Архитектурный ансамбль включает как здания внутри монастыря, так и комплекс сооружений вокруг него, являясь ключевым элементом градостроительной планировки Сергиева Посада.
С 1920 года лавра стала музеем, а с 1940 года — государственным историко-художественным музеем-заповедником. Здесь хранится уникальное собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV–XVII веков, а также произведения искусства XVII–XIX веков. На территории лавры находятся Московская духовная академия и семинария.
Критерий (ii): Монастырский комплекс Троице-Сергиевой Лавры представляет собой сочетание традиционной русской архитектуры с архитектурой Западной Европы. Это позволило создать восточноевропейскую традицию, которая оказала большое влияние на развитие архитектуры в большой части Восточной Европы.
Критерий (iv): Лавра является выдающимся и удивительно завершённым памятником — действующим православным монастырём, который с XV до XVIII с 15 до 18 векаыполнял оборонительные функции, характерные для периода его роста и расширения.
Целостность
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры обладает всеми качествами, представляющими ее выдающаяся универсальная ценность. В частности, хорошо сохранились исторические границы объекта, а также архитектура исторических зданий. Сохранность ансамбля поддерживается Государственным музеем-заповедником, созданным вначале 20 века.
Наряду с установлением границ буферной зоны целостность ансамбля обеспечивается юридически обоснованными и зарегистрированными границами территории, занимаемой зданиями и архитектурными сооружениями монастыря.
К числу факторов, оказывающих негативное влияние на состояние объекта, относятся строительство сооружений и другие формы изменения ландшафта в буферной зоне, что негативно сказывается на историческом облике Лавры. Плохо влияет на состояние Лавры и увеличение числа туристических и паломнических групп.
Подлиность
Значение монастыря как символа русской духовной культурной самобытности в значительной степени способствовало тому, что на его сохранение и восстановление было потрачено немало времени и средств. Монастырь в его нынешнем состоянии обладает собственной аутентичностью.
Реставрационные работы 1920-х годов были направлены на достижение определенного «единства стиля», возврата зданий к их внешнему виду в XVIII веке и в более раннем периоде. Этот подход отличается от современных методов сохранения наследия. Однако его следует рассматривать в историческом контексте изменений и дополнений, сделанных в XIX веке, а также в культурном контексте усилий по укреплению символического значения этого памятника для народа России.
Реставрационные работы, проводимые в 1960-х годах под руководством архитектора Болдина, в целом соответствовали Венецианской хартии. Проведенные мероприятия включали в себя выявление и реставрацию скрытых и основополагающих элементов (в частности, оригинальных сводчатых форм), что способствовало укреплению целостности архитектурного облика зданий. Кроме того, были сохранены последние дополнения, имеющие особое значение. Деятельность по реставрации и консервации, а также наблюдение, осуществляемое специалистами, обеспечивают постоянное сохранение подлинности ансамбля.
Требования к охране и управлению
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры является объектом культурного наследия федерального значения и регулируется в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Его государственную охрану и управление осуществляет федеральный орган исполнительной власти — Департамент по контролю, надзору и лицензированию в сфере культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации, на который возложены все методические и контрольные функции по восстановлению, использованию и поддержке объектов культурного наследия и связанных с ними территорий. Статус объекта культурного наследия федерального значения позволяет обеспечить высокий уровень правовой охраны.
На региональном уровне сохранение и управление объектом осуществляют Правительство Московской области и Министерство культуры Московской области. Органом местного самоуправления является Администрация Сергиева Посада. Указанные органы власти совместно с Русской Православной Церковью и всеми заинтересованными сторонами осуществляют деятельность по сохранению и развитию Архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в соответствии с установленными нормами и правилами.
Исходя из вышесказанного и в целях обеспечения целостности ансамбля, система управления в широком контексте должна применяться с учетом взаимодействия материальных аспектов, пространственной организации и коммуникации, социально-культурных ценностей и других характеристик региона.
Беларусь
Казахстан
Киргизия
Армения
Таджикистан