Краткое резюме

Петроглифы Онежского озера и Белого моря расположены на северо-западе России в Республике Карелия и включают в себя две компонентные части, расположенные в 300 км друг от друга: петроглифы Онежского озера в юго-восточной части Республики Карелия и петроглифы Белого моря в ее северо-восточной части.

Петроглифы Онежского озера и Белого моря представляют собой один из крупнейших независимых центров неолитического наскального искусства в Европе, который датируется примерно 4500-3500 годами до н. э. Объект включает в себя в общей сложности более 4500 петроглифов, сосредоточенных на 33 памятниках в пределах двух компонентных частей: 22 памятника на Онежском озере и 11 памятников на Белом море. Петроглифы также связаны с более 100 археологическими памятниками, включая поселения, стоянки и один могильник, — они синхронны с памятниками наскального искусства.

Наскальные выбивки на Онежском озере в основном представлены птицами, символами, фигурами полулюдей-полуживотных, а также фигурами, которые могут быть интерпретированы как демон, налим и выдра. Петроглифы Белого моря в основном представлены выбивками, изображающими лодки, сцены морской и лесной охоты, включая сопутствующий инвентарь, а также следы животных и людей.

Появление петроглифов относится к неолиту и свидетельствует о переходе от сообществ охотников-собирателей к более оседлому обществу. Петроглифы свидетельствуют о верованиях и образе жизни охотников-рыболовов-собирателей в течение 600-800 лет; говорят о высоком уровне развития этих культур, которые использовали данные центры наскального искусства в качестве мест встреч;  демонстрируют значительные художественные качества и творчество первобытных художников.

Существует явное сходство между наскальным искусством Онежского озера и Белого моря, особенно в технике наскальной резьбы, композициях наскального искусства, в изображенных сценах и их стиле, а также в местах, выбранных для выбивки горизонтальных мотивов на поверхности скал. Петроглифы были созданы населением одной и той же неолитической культуры; найденные археологические артефакты свидетельствует о том, что часть населения Онежского озера, которое принадлежало к культуре ямочно-гребенчатой керамики, постепенно мигрировала в Белое море путем судоходства.

Среди Петроглифов Онежского озера и Белого моря есть также и изображения водоплавающих птиц, в основном лебедей, которые являются уникальными в наскальном искусстве Северной Фенноскандии и в Европе; они известны как одно из самых ранних проявлений наскальной резьбы в регионе.

Критерий (iii): Петроглифы Онежского озера и Белого моря и связанные с ними археологические памятники являются исключительным свидетельством образа жизни и верований населения культуры ямочно-гребенчатой керамики в эпоху неолита; они также являются уникальным источником данных, представляя целостный образ периода неолитических культур в Северной Фенноскандии.

Целостность

Номинация основана на исключительном характере петроглифов, свидетельствующих об образе жизни и верованиях неолитических культур в Северной Европе. Компонентные части объекта и их буферные зоны имеют достаточный размер, чтобы гарантировать всестороннюю иллюстрацию выдающейся универсальной ценности. Общие или близкие темы в обоих компонентных частях объекта демонстрируют взаимное влияние, а также хронологическую близость и взаимодополняемость в исключительном освещении периода северного неолита. В окружении петроглифов сохранились культурные слои от периода мезолита до средневековья.

Границы объекта были установлены в соответствии с правовой базой, действующей в Российской Федерации, и на основе междисциплинарных исследований. В границы объекта включены археологические памятники, которые вносят дополнительный вклад в выдающуюся универсальную ценность объекта.

Наскальные выбивки имеют хорошую сохранность. Окружение петроглифов на Онежском озере сохранилось почти нетронутым, что имеет решающее значение для понимания и признания объекта.

Подлинность

Петроглифы Онежского озера и Белого моря включают в себя сохранившиеся изображения наскальных выбивок эпохи неолита в их естественном ландшафте. На Онежском озере ландшафт не подвергался серьезным изменениям в результате деятельности человека со времен неолита. Нетронутые условия расположения объектов наскального искусства на Онежском озере облегчают понимание первобытного окружения и контекста наскального искусства, особенно его расположения на береговой линии озера и связи, которую оно создает с различными элементами ландшафта. С другой стороны, ландшафт наскальных выбивок на Белом море подвергся частичным изменениям из-за поднятия суши, Беломорского канала, двух гидроэлектростанций и их плотин.

Требования к охране и управлению

Первым уровнем охраны объекта является территория объектов культурного наследия (Федеральный закон №73-ФЗ и Закон Республики Карелия № ЗРК-883): согласно российскому законодательству, у каждого объекта культурного наследия есть своя территория, на которой обеспечивается физическая охрана памятника. Допускаются два вида действий: физическая охрана памятника и научные исследования. Федеральный закон № 73-ФЗ представляет собой основной правовой документ, регулирующий процесс сохранения историко-культурного наследия в Российской Федерации. На региональном уровне Закон Республики Карелия от 06.06.2005 регулирует вопросы сохранения, развития, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации в Республике Карелия.

Второй уровень охраны представлен зонами охраны памятников (распоряжения Председателя Правительства Республики Карелия № 518-р от 05.09.1996 и 163.03-р от 25.03.1998). Эти зоны защищают как наскальные изображения, так и любые другие связанные с ними археологические памятники, а также окружающий ландшафт. Третий уровень охраны представлен особо охраняемой природной территорией, Муромским ландшафтным заказником регионального значения. Последний уровень охраны применяется к территориям, имеющим историческое и культурное назначение: на них может быть запрещена любая хозяйственная деятельность; а также на территориях археологических памятников, которые являются объектами исследования и охраны, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Границы зон охраны для буферных зон включают объекты наследия, связанные с петроглифами, расположенными на Онежском озере и Белом море, которые были выявлены и разграничены в 1990-х годах. Дополнительная охрана буферных зон обеспечивается за счет двух достопримечательных мест федерального значения, установленных для обеих компонентных частей.

В управлении номинированным объектом участвуют несколько государственных органов, в том числе Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия при Министерстве культуры Республики Карелия, Беломорский областной краеведческий музей, Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия, администрации Беломорского и Пудожского муниципальных районов.

На Онежском озере управление компонентной частью объекта находится в ведении Дирекции особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия и Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия, в то время как компонентная часть на Белом море находятся в ведении муниципалитета Беломорска и краеведческого музея «Петроглифы Белого моря».

В настоящее время в Петрозаводске к концу 2021 года должен быть создан всеобъемлющий орган по управлению петроглифами Онежского озера и Белого моря (Региональный музей «Петроглифы Карелии»), а также Координационный совет по управлению объектом. Они будут отвечать за управление объектом и будут координировать работу филиалов регионального музея на Онежском озере и Белом море. В то же время Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия отвечает за координацию с сообществами, частным сектором, экспертами и учеными, а также с федеральными, региональными и местными органами власти.