Краткое резюме

Ландшафты Даурии, расположенные на территории Монголии и Российской Федерации, представляют собой трансграничный серийный объект всемирного наследия, состоящий из четырех компонентов. Это выдающийся пример даурской степной экосистемы, занимающей более 1 миллиона квадратных километров и простирающейся от Восточной Монголии до Сибири и северо-восточного Китая. Территория серийного объекта занимает площадь 912 624 га и включает в себя несколько охраняемых территорий в северной части степного экологического района Даурии, занимающих большие площади от зон тайги до пустыни, включая различные степные экосистемы. Включенный в Список объект включает национальные охранные и буферные зоны, определенные для большинства биосферных заповедников «Даурский» и федерального природного заказника «Долина Дзерена»  (Российская Федерация), а также основную и большую часть буферной зоны строго охраняемого заповедника»Монгол Дагуур» и заказника «Угтам» (Монголия). Большая часть  объекта окружена буферной зоной Всемирного наследия площадью 307 317 га, которая пересекается с объектами Рамсарской конвенции и биосферными заповедниками ЮНЕСКО в обеих странах («Монголии Дагуур» в Монголии и «Торейские озера» в Российской Федерации).

Основная природная ценность объекта заключается в его нетронутой степной системе (включая лесостепь), перемежающейся с влажными лугами и поймами, при слиянии трех природных зон. Этот исключительный экологический контекст обусловливает разнообразие сочетаний экологических комплексов, обусловленных циклическими климатическими и гидрологическими изменениями в течение года. Объект предоставляет ключевые биотопы для редких видов фауны, таких как стерх, большая дрофа и миллионы перелетных птиц других видов, включая уязвимых, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения. Это место также является важным районом миграционных путей монгольской газели (Дзерен) и основным известным местом, где этот вид размножается в Российской Федерации в настоящее время. В комплексе также есть убежище для монгольских сурков, находящихся под угрозой исчезновения (тарбаган), а также манула, также находящегося под угрозой исчезновения.

Критерий (ix): Ландшафты Даурии включают значительные и относительно нетронутые территории различных типов степей, от пастбищ до лесов, а также множество озер и водно-болотных угодий. Во всех этих местах обитания встречается разнообразие видов и сообществ, характерное для северной части обширного даурского степного экологического региона. Циклические изменения климата с отчетливыми влажными и засушливыми периодами приводят к высокому разнообразию видов и экосистем, которое имеет глобальное значение и является ярким примером текущих экологических и эволюционных процессов. Объект также включает в себя ключевые естественные биотопы для многих видов животных во время их ежегодной миграции, некоторые из которых также размножаются на данной территории. Большое разнообразие экосистем, биотопов и их переходных зон свидетельствует о многочисленных эволюционных адаптивных процессах, происходящих у видов, живущих на этой уникальной территории.

Критерий (x): Трансграничный серийный объект — прекрасный пример даурской степи и ее характерной дикой природы, включая ряд видов птиц, находящихся под угрозой исчезновения (даурский журавль, черный журавль, сухонос, реликтовая чайка, большая дрофа и балобан), а также находящийся под угрозой исчезновения тарбаганский сурок. Объект также является важным местом гнездования и отдыха птиц вдоль Восточноазиатско-Австралийского пролетного пути. Весной до 3 миллионов птиц и осенью до 6 миллионов птиц используют эту территорию во время миграции. Кроме того, объект содержит важные зимние территории и маршруты сезонной миграции монгольской газели.

Целостность

В состав объекта входят луга и лесостепные ландшафты, которые практически не пострадали от антропогенного воздействия. Сюда входят нетронутые места гнездования и отдыха перелетных видов птиц международного значения, а также значительные участки миграционных маршрутов монгольской газели. Выбор составных компонентов обеспечивает надлежащее представление о биологическом разнообразии Даурской степи. В то же время существует потенциал для дальнейшего расширения объекта за счет включения в него других значительных охраняемых территорий. Объект находится в хорошем состоянии благодаря своим размерам, незначительному человеческому вмешательству и отсутствию такой деятельности, как добыча полезных ископаемых, которая может повлиять на его состояние. Хотя выпас скота, а также браконьерство и пожары в определенной степени могут потенциально повлиять на целостность объекта, существующая практика на момент внесения в Список всемирного наследия соответствует выдающейся универсальной ценности объекта. Государствам-участникам следует, однако, консолидировать свои действия и сотрудничество в будущем для поддержания долгосрочной целостности объекта и сведения к минимуму угроз его сохранности.

Требования к охране и управлению

Объект находится под наивысшим уровнем защиты, обеспечиваемым национальными законами обеих стран: об особо охраняемых территориях (1994 год) и о буферных зонах (1998 год) в Монголии и об особо охраняемых территориях (1995 год) в Российской Федерации. Правовой статус всех типов охраняемых территорий, входящих в состав объекта, обеспечивает, в принципе, соответствующий природоохранный режим этого уникального экосистемного комплекса.

Объект также является хорошим примером межгосударственного, научного и неправительственного сотрудничества в области пограничных экосистем, осуществляемого совместно с другими государственными учреждениями. С 1994 года функционирует Российско-монгольско-китайское соглашение о международных охраняемых зонах. Это соглашение предоставляет государствам-участникам возможность на регулярной основе обсуждать все вопросы, связанные с сохранением объекта и управлением им, как на политическом, так и на практическом уровнях.

Что касается охоты и браконьерства, которые потенциально могут повлиять на выдающуюся универсальную ценность объекта, государства-участники взяли на себя обязательство создать дополнительные «зоны мира» и сократить охотничий сезон в окрестностях объекта. Они также регулярно принимают совместные планы работы по минимизации рисков пожаров и браконьерства и наращивают свой потенциал при внешней поддержке со стороны международных НПО и зарубежных стран. Обе страны разрабатывают совместные мероприятия по мониторингу для монгольской газели и перелетных птиц в рамках Российско-монгольско-китайского соглашения о международных охраняемых зонах, чтобы улучшить свои знания и оптимизировать управление природными ресурсами, которые являются ключевыми атрибутами выдающейся универсальной ценности объекта. Существует обязательство обеспечить полную защиту территории от возможных угроз со стороны горнодобывающей и других добывающих отраслей, что будет иметь важное значение для ее сохранения в будущем. Закон Монголии не запрещает добычу полезных ископаемых в охранных зонах особо охраняемых районов, однако государство-сторона Монголии взяло на себя обязательство запретить добычу полезных ископаемых внутри объекта всемирного наследия на основе примата международных соглашений и постановлений.

Хотя меры по охране и управлению рассматриваются как отвечающие требованиям всемирного наследия на момент включения в Список, крайне важно, чтобы оба государства-стороны продолжали и активизировали свои усилия в долгосрочной перспективе, с тем, чтобы предотвратить воздействие на объект значительных угроз, таких как изменения в гидрологии, изменение климата, незаконная охота, выпас скота и ущерб от пожаров. Они должны также разработать скоординированные планы управления объектом с особым упором на буферные зоны, направленные на устранение основных рисков для выдающейся универсальной ценности этого объекта.