Краткое резюме

Куршская коса представляет собой уникальный и уязвимый  песчаный и лесистый культурный ландшафт на прибрежной косе с небольшими поселениями в Куршской лагуне. Коса образовалась и продолжает формироваться под влиянием моря, ветра и человеческой деятельности. Обладая богатыми уникальными природными и культурными особенностями, она сохранила свою социальную и культурную значимость. Местные сообщества адаптировались к изменениям в окружающей среде с целью выживания. Это взаимодействие человека и природы сформировало культурный ландшафт Куршской косы.

История Куршской косы драматична: 5000 лет назад на приморских островах узкий полуостров (98 км в длину и 0,4-3,8 км в ширину) — Большой дюнный хребет, отделяющий Балтийское море от Куршской лагуны, сформировался на моренных островах из песка, переносимого течениями, а затем покрытого лесом. После интенсивных лесозаготовок в XVII-XVIII веках дюны начали двигаться в сторону Куршской лагуны, сметая на своем пути старейшие поселения. На рубеже XIX века стало очевидно, что без немедленных действий в этом месте уже невозможно будет жить людям. Начались работы по стабилизации дюн, и с тех пор они продолжаются до настоящего времени. К концу XIX века вдоль берега моря был сформирован защитный гребень дюн для предотвращения внутреннего перемещения песка, а Большой дюнный хребет был укреплен деревьями и кустарниковыми изгородями. В настоящее время на Куршской косе преобладают леса и пески. Урбанизированные территории (восемь небольших населенных пунктов) занимают около 6% территории.

Наиболее ценными элементами и качествами культурного ландшафта Куршской косы являются ее уникальные размеры и общая пространственная структура, демонстрирующая гармоничное сосуществование человека и природы, характерные панорамы и силуэт Куршской лагуны; культурные элементы, включая остатки почтовых путей, торговые деревни X и XI веков, традиционные рыбацкие деревни и другое археологическое наследие, покрытое песком; пространственно-планируемая структура и архитектура древних рыбацких деревень превратились в курортные поселения (древние деревянные дома рыбаков, профессионально спроектированные здания XIX века, включая маяки, причалы, церкви, школы, усадьбы); и элементы морского культурного наследия; природные и антропогенные элементы, включая характерные Большой дюнный хребет и отдельные дюны, реликвии древних параболических дюн; искусственный защитный прибрежный хребет; останки приморских островов, прибрежных и морских лесов и прибрежные хребты; древние леса, горные сосновые леса и другая уникальная песчаная флора и фауна, включая миграционный путь птиц, а также социально-культурные традиции, духовность и социальное восприятие региона, которые отражают местный образ жизни, прежде ориентированный на рыбаков, художников, ученых, яхтсменов и парапланеристов, путешественников.

Критерий (v): Куршская коса является ярким примером ландшафта песчаных дюн, находящегося под постоянной угрозой со стороны природных сил (ветер и приливы). После катастрофического вмешательства человека, угрожавшего его существованию, коса была восстановлена в результате масштабных работ по защите и стабилизации дюн, которые начались в XIX веке и продолжаются до сих пор.

Целостность

Вся территория культурного ландшафта Куршской косы отражает ценные качества и глубинные процессы, сохраняет исторические функции и специфические методы устойчивого землепользования, связанные с особенностями природной среды, отражает уникальную духовную связь человека и природы. Границы объекта всемирного наследия достаточны для того, чтобы выразить все атрибуты его выдающейся универсальной ценности. Некоторые из этих атрибутов, такие как рыболовецкие дома, требуют тщательного ухода. В целом эти атрибуты особенно уязвимы перед  такими факторами, как изменение климата, суровые погодные условия, пожары, чрезмерное развитие и туризм. В связи с непрерывной эволюцией и развитием культурного ландшафта очень важно регулировать количество посетителей объекта. Новое строительство  и другие виды экономической деятельности должны регулироваться во избежание любых необратимых изменений, которые могут угрожать выдающейся универсальной ценности. Наиболее уязвимыми элементами культурного ландшафта Куршской косы являются старейшие деревянные рыбацкие дома, деревянный декор профессионально спроектированных зданий и искусственно созданный защитный прибрежный хребет, на который влияют природные прибрежные процессы под влиянием глобального изменения климата.

Подлинность

Куршская коса имеет высокую ландшафтную ценность. Это пример особого ландшафта, подверженного антропогенному воздействию и природным явлениям, таким как климатические изменения. Иногда влияние человека было катастрофическим, как в случае с резким сокращением площади лесов в  XVI веке. В то же время, антропогенное влияние могло приносить пользу, как в XIX веке, когда были созданы искусственные барьеры против дальнейшего влияния морской стихии на объект. Культурные, природные и антропогенные элементы культурного ландшафта Куршской косы показывают важнейшие особенности ее формирования через их формы, объемы, материалы и функции. Подлинность ландшафта находит отражение в материальных и духовных ценностях различных исторических периодов, которые формировали его самобытность.

Жизненная энергия, духовность и особое настроение культурного ландшафта, а также его уникальные особенности дополнительно подчеркиваются аутентичными формами местного нематериального наследия. К ним относятся морское культурное наследие; традиционные промыслы, фольклорные и художественные традиции; этнографические элементы образа жизни рыбаков; уникальные методы защиты побережья и хребта, сохранения лесов; устойчивые рекреационные мероприятия и традиции культурного отдыха, восходящие к  XIX веку.

Требования к охране и управлению

Куршская коса расположена в Национальном парке Куршской косы в Литве и Куршском национальном парке Российской Федерации. Статус этих национальных парков гарантирует охрану культурного ландшафта. Общей целью обоих национальных парков является сохранение природных и культурных атрибутов, отражающих выдающуюся универсальную ценность объекта. Очень важной предпосылкой сохранения выдающейся универсальной ценности является государственная собственность на землю национальных парков.

Правительства обоих государств несут ответственность за сохранение Куршской косы: в Литовской Республике через Министерство окружающей среды и уполномоченные органы, а в Российской Федерации через Министерство природных ресурсов и экологии. За охрану недвижимого культурного наследия отвечают Департамент культурного наследия при Министерстве культуры Литовской Республики и Служба государственной охраны объектов культурного наследия Российской Федерации. Правительства создали органы управления национальными парками, которые играют ключевую роль в сохранении объекта, управлении лесами и прибрежными районами.

Территория Куршской косы находится в ведении муниципалитетов городов Неринга и Клайпеда Литовской Республики и Федеральной государственной корпорации «Национальный парк Куршская коса» совместно с муниципальным образованием «Куршская коса» Зеленоградского района Калининградской области Российской Федерации. Органы местного самоуправления Литовской Республики определяют основные направления социально-экономического развития, управляют и планируют поселения, заботятся о защите и управлении территорией, внедряя документы по территориальному планированию в литовской части Куршской косы. Местное население принимает непосредственное участие в сохранении материального наследия объекта, а также является носителем нематериального наследия региона.

Для эффективного управления этим объектом, обладающим выдающейся универсальной ценностью, и его охраны необходимо более тесное сотрудничество между всеми учреждениями и заинтересованными сторонами как внутри государств, так и между ними.

В Литовской Республике любая деятельность, представляющая угрозу выдающейся универсальной ценности Куршской косы, запрещена Законом об охраняемых территориях (2001 год) и Положением об охране национального парка Куршской косы (2002 год). В Российской Федерации соответствующими законами являются Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» (1995 г.) и Закон » О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (2012 г.), реализуемые на основе документов территориального планирования.

Различные атрибуты объекта требуют различных режимов защиты и хозяйственной деятельности. Поэтому в национальных парках были созданы различные зоны различного назначения, такие как заповедники, зоны рекреации, жилые и другие зоны. Все эти меры изложены в документах по территориальному планированию.

Основными документами территориального планирования в Литовской Республике являются Специальный план управления Куршской косы (документ по территориальному планированию, принятый правительством в 2012 году) и План охраны границ национальных парков (принятый парламентом в 2010 году). Генеральный план муниципалитета Клайпеды действует с 2007 года, а Генеральный план муниципалитета Неринга был принят муниципалитетом в 2012 году.

Предусматривается подготовка единого документа по территориальному планированию для управления территорией с целью обеспечения сохранения выдающейся универсальной ценности объекта в Литве. Основным документом территориального планирования в Российской Федерации является План развития национального парка «Куршская коса» на 2009-2013 годы.

Координация действий между государствами необходима для защиты выдающейся универсальной ценности ценностей. После доработки и согласования будет реализован комплексный план управления Куршской косы, охватывающий всю территорию, с целью обеспечения сохранности выдающейся универсальной ценности, улучшения сотрудничества между всеми учреждениями обоих государств и достижения совместных договоренностей о будущей деятельности. Подготовка настоящего Плана управления является важным шагом в надлежащем управлении объектом, и особое внимание должно быть уделено разработке Плана управления туризмом и решению других серьезных проблем, которые могут повлиять на данный объект. Приоритетными задачами являются реализация документов территориального планирования и обеспечение выполнения действующего законодательства.