Краткое резюме

Троице-Сергиева Лавра — всемирно известный духовный центр Русской Православной Церкви и популярное место паломничества и туризма. Расположенный в городе Сергиев Посад, примерно в 70 км к северо-востоку от Москвы, он является важнейшим действующим русским монастырем и резиденцией Патриарха. Монастырь-крепость является олицетворением развития русской архитектуры и содержит некоторые из лучших образцов этого вида зодчества. Он оказал глубокое влияние на архитектуру в России и других частях Восточной Европы.

Объект является серийным, включая здания за пределами монастыря.

Троице-Сергиева Лавра, жемчужина русского церковного зодчества, была основана в первой половине XIV века (1337 г.) преподобным Сергием Радонежским, «великим игуменом Земли Русской», одним из наиболее почитаемых православных святых.  Преподобный Сергий прославился как духовный наставник великого князя московского Дмитрия Донского, удостоившегося благословения преподобного на Куликовскую битву  в 1380 году. Монастырь начинался как небольшая деревянная церковь на Маковецком холме, а затем развивался и становился всё более и более значительным с течением времени.

За столетия был создан уникальный ансамбль из более чем 50 зданий и сооружений, различных по времени постройки. Весь комплекс был возведен в соответствии с архитектурной идеей главной церкви — Троицкого собора (1422), где покоятся мощи Святого Сергия.

В 1476 году псковские мастера построили к востоку от собора кирпичную церковь с подкупольной звонницей, посвященную Сошествию Святого Духа на Апостолов. Церковь сочетает в себе уникальные черты раннемосковской и псковской архитектуры Примечательной особенностью этой церкви является колокольня под куполом, не имеющая внутренней связи между колокольней и самим собором.

Успенский собор,  стилистически перекликающийся с Успенским собором Московского Кремля, был построен в 1559-1585 годах. Фрески Успенского собора были написаны в 1684 году. В северо-западном углу собора, на месте западной паперти, в 1780 году была сооружена усыпальница, в которой похоронен царь Борис Годунов и его семья.

В XVI веке монастырь был окружен оборонительными стенами высотой 6 метров и толщиной 3,5 метра, которые выдержали 16-месячную осаду польско-литовских захватчиков во время Смуты. Позднее они были укреплены и расширены.

После Смуты XVII века в Лавре начались масштабные строительные работы. В это время в северо-западной части монастыря были возведены новые здания, в том числе Больничные палаты с шатровой церковью в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637). До наших дней сохранилось немного таких церквей, поэтому эта шатровая церковь с уникальной изразцовой крышей является значимым памятником Лавры.

В конце XVII века к монастырю был пристроен ряд новых зданий в стиле московского нарышкинского барокко.

После разрушительного пожара 1746 года, когда большая часть деревянных зданий и сооружений сгорела, была начата серьезная реставрационная кампания, в ходе которой внешний вид многих из зданий приобрел более монументальный облик. В это время была построена одна из самых высоких колоколен России (88 метров в высоту).

В конце XVIII века, когда многие церковные земли были отобраны у монастыря светскими властями, хаотичное возникновение слобод и пригородов вокруг Лавры стало сменяться регулярным планированием улиц и кварталов. В ходе губернской реформы был учрежден Сергиев Посад. В окрестностях монастыря было возведено несколько принадлежащих ему зданий: Конный двор, гостиницы, Странноприимный дом, Больница-богадельня, доходные дома, Торговые ряды. Основные дороги, ведущие в монастырь, были выровнены, были устроены площади, а общий городской план был ориентирован на главный объект — ансамбль Троице-Сергиевой Лавры.

Расположенные на территории Сергиева Посада приходские церкви, которые первоначально были деревянными, а затем стали каменными, образовали своеобразное кольцо куполов, напоминающее лаврские. Будучи меньшими по размерам, они подчеркивают архитектурную доминанту Лавры.

Таким образом, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включает в себя как здания и сооружения внутри стены, так и комплекс зданий вблизи монастыря. Он представляет собой ключевой элемент градостроительной планировки Сергиева Посада.

Критерий (ii): Монастырский комплекс Троице-Сергиевой Лавры представляет собой сочетание традиционной русской архитектуры с архитектурой Западной Европы. Это позволило создать восточноевропейскую традицию, которая оказала большое влияние на развитие архитектуры в большой части Восточной Европы.

Критерий (iv): Лавра является выдающимся и удивительно завершённым памятником — действующим православным монастырём, который с XV до XVIII с 15 до 18 векаыполнял оборонительные  функции, характерные для периода его роста и расширения.

Целостность

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры обладает всеми качествами, представляющими ее выдающаяся универсальная ценность. В частности, хорошо сохранились исторические границы объекта, а также архитектура исторических зданий. Сохранность ансамбля поддерживается Государственным музеем-заповедником, созданным вначале 20 века.

Наряду с установлением границ буферной зоны целостность ансамбля обеспечивается юридически обоснованными и зарегистрированными границами территории, занимаемой зданиями и архитектурными сооружениями монастыря.

К числу факторов, оказывающих негативное влияние на состояние объекта, относятся строительство сооружений и другие формы изменения ландшафта в буферной зоне, что негативно сказывается на историческом облике Лавры. Плохо влияет на состояние Лавры и увеличение числа туристических и паломнических групп.

Подлиность

в своем первоначальном состоянии. Однако значение монастыря как символа русской духовной культурной самобытности в значительной степени способствовало тому, что на его сохранение и восстановление было потрачено немало времени и средств.

В связи с чем, будучи ансамблем, который менялся с течением времени, он обладает собственной аутентичностью.

Реставрационные работы 1920-х годов были направлены на достижение определенного «единства стиля», возврата зданий к их внешнему виду в XVIII веке и в более раннем периоде. Этот подход отличается от современных методов сохранения наследия.  Однако его следует рассматривать в историческом контексте изменений и дополнений, сделанных в XIX веке, а также в культурном контексте усилий по укреплению символического значения этого памятника для народа России.

Реставрационные работы, проводимые в 1960-х годах под руководством архитектора Болдина, в целом соответствовали Венецианской хартии.  Проведенные мероприятия включали в себя выявление и реставрацию скрытых и основополагающих элементов (в частности, оригинальных сводчатых форм), что способствовало укреплению целостности архитектурного облика зданий. Кроме того, были сохранены последние дополнения, имеющие особое значение. Деятельность по реставрации и консервации, а также наблюдение, осуществляемое специалистами, обеспечивают постоянное сохранение подлинности ансамбля.

Требования к охране и управлению

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры является объектом культурного наследия федерального значения и регулируется в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».  Его государственную охрану и управление осуществляет федеральный орган исполнительной власти — Департамент по контролю, надзору и лицензированию в сфере культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации, на который возложены все методические и контрольные функции по восстановлению, использованию и поддержке объектов культурного наследия и связанных с ними территорий. Статус объекта культурного наследия федерального значения позволяет обеспечить высокий уровень правовой охраны.

На региональном уровне сохранение и управление объектом осуществляют Правительство Московской области и Министерство культуры Московской области. Органом местного самоуправления является Администрация Сергиева Посада. Указанные органы власти совместно с Русской Православной Церковью и всеми заинтересованными сторонами осуществляют деятельность по сохранению и развитию Архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в соответствии с установленными нормами и правилами.

Исходя из вышесказанного и в целях обеспечения целостности ансамбля, система управления в широком контексте должна применяться с учетом взаимодействия материальных аспектов, пространственной организации и коммуникации, социально-культурных ценностей и других характеристик региона.