Краткое резюме
Древние города Владимир и Суздаль, главные города древнерусского княжества в XII-XIII веках, расположены в центре европейской части России, примерно в 200 км восточнее Москвы, в 30 км друг от друга. В XII-XIII веках эти города развили свою индивидуальную архитектуру и художественную школу. Эти белокаменные памятники являются уникальными архитектурными творениями и частью сокровищницы русской культуры.
Объект Всемирного наследия «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» — серийный объект, состоящий из памятников во Владимире, Суздале и Кидекше — селе в пяти километрах к востоку от Суздаля. Во Владимире находятся Успенский собор, Золотые ворота, собор Рождества Богородицы и Дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, храм Покрова на реке Нерли; В Суздале – Рождественский собор и Архиерейские палаты Суздальского Кремля, Спасо-Ефимиев монастырь; в Кидекше — церковь Святых Бориса и Глеба.
Успенский собор (1158) во Владимире задумывался как религиозный центр всей Руси. Трехапсидный, с изящным барабаном и шлемовидным куполом, собор был построен в городском кремле. Фасад, разделенный пилястрами на пять секций, покрыт уникальной резьбой. Большая часть фресок 12 века была уничтожена монголо-татарами в 1238 году, но в 1408 году знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный вновь расписали собор, в том числе создав знаменитую фреску «Страшный суд». Иконостас — хорошо сохранившийся пример барокко — датируется 1774 годом.
Золотые ворота (1164) – это часть крепостных оборонительных сооружений XII века, ныне утраченных. Это прямоугольная в плане башня, над которой размещена надвратная церковь Положения Риз Богородицы.
Княжеская резиденция в Боголюбово (1165) состоит из построек княжеского дворца XII века – цокольного этажа собора Рождества Богородицы и лестничной башни Андрея Боголюбского с переходом. Собор был перестроен в XVII веке, но на исторических фундаментах.
Церковь Покрова на Нерли (1165) расположена напротив древних речных ворот Владимира. Это однокупольный храм, стены которого в верхней части украшены рельефами.
Дмитровский собор (1194-97) – это княжеский храм, четырехугольный в основании, трехапсидный с шлемовидным куполом. На фасадах собора более 1000 рельефов, посвященных жизни царя Давида. Внутри в западной части собора сохранились фрески XII века.
Суздальский Кремль (крепость) окружен земляными валами. Внутри, возвышаясь над городом, стоит пятиглавый Рождественский собор, построенный в XIII и реконструированный в XVI веках, с пятикупольной крышей и уникальными Золотыми вратами XIII века. В посадской части города есть церкви XVI-XVII вв., например, церкви Ризоположения и Успения, несколько монастырей, наиболее значимым из которых является Спасо-Ефимиев монастырь, основанный в 1352 году, с Преображенским собором XVI века, построенном во владимирской архитектурной традиции XII века.
На правом берегу реки Нерль в Кидекше расположена церковь Бориса и Глеба. Ее архитектурная значимость очень велика, так как это первая церковь в России, построенная из белого камня. В дальнейшем этом материал станет основой всей владимиро-суздальской архитектуры XII века. Церковь небольшая (15,5 кв м.), трехапсидная, аскетичная, небогатая по убранству, хотя в 1947 году и были обнаружены фрагменты средневековой внутренней росписи.
Для Владимиро-Суздальской архитектуры характерны: кладка из квадров белого известняка, изысканность пропорций, тонкая резьба по камню, внешняя легкость зданий и умение древних зодчих гармонично вписать свои постройки в окружающий природный ландшафт. Памятники уникальны своей древностью, подлинностью архитектурных форм, исторической связью с основателями русской государственности – Юрием Долгоруким, Андреем Боголюбским, Всеволодом Большое Гнездо и Георгием Всеволодовичем.
Критерий (i): Белокаменные памятники Владимира и Суздаля – это выдающиеся образцы древнерусской архитектуры. Эти белокаменные строения – уникальное явление, представляющее собой высочайшие проявления творческого гения человека, изумительный синтез архитектуры и монументального искусства.
Критерий (ii): Белокаменное зодчество Владимира и Суздаля – это выдающийся пример развития и совершенствования архитектурных форм и приемов белокаменного строительства, составивших уникальную школу зодчества. Этот стиль возник и достиг наивысшего расцвета именно во владимиро-суздальской архитектуре и иллюстрирует важнейшие этапы развития человеческой истории и культуры Северо-Восточной Руси. Став примером для подражания в дальнейшем строительстве на протяжении всей российской истории, памятники Владимира и Суздаля являются образцом и мерилом архитектурной красоты и выразительности русского культового строительства.
Критерий (iv): Белокаменные памятники и ансамбли владимиро-суздальской школы зодчества являются выдающимися образцами архитектурного творчества, совершенными примерами технического и строительного искусства, находящимися в гармоничном единстве с окружающим природным ландшафтом. Они отражают период формирования и расцвета белокаменного строительства XII-XIII вв. и отмечены необычайной гармонией и совершенством архитектурных форм.
Целостность
Объект «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» включает в себя все необходимые атрибуты, отражающие его выдающуюся универсальную ценность. Учитывая рассредоточенность памятников по территории Владимирской области, целостность каждого отдельного компонента объекта всемирного наследия обеспечивается утвержденными границами и зонами охраны. Статус особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации гарантирует наивысшую степень государственной охраны объектов и позволяет обеспечить их непрерывную сохранность и защиту. Памятники подвергаются атмосферным воздействиям и загрязнениям, вызванными транспортными средствами; что может негативно повлиять на их белокаменные фасады; также высотные здания в непосредственной близости от памятников могут нарушить исторический городской ландшафт.
Подлинность
На протяжении нескольких десятилетий прилагались значительные усилия по развитию культурного туризма с последующими реставрационными работами зданий Владимира и Суздаля, которые проводились с должным уважением к традиционным техникам и материалам. Памятники монастырей сохраняют древнерусские традиции и подлинные архитектурные приёмы декора. Реставрационные работы, проводимые в разные временные периоды на памятниках, имели целью сохранение подлинных конструкций посредством применения старых строительных методов, приёмов и строительных материалов, таких как белый камень, известковый раствор, большемерный кирпич, древесина и металл. Монастыри сохранили свои исторические планы территорий и поддерживают обновление традиционных насаждений.
Требования к охране и управлению
С 1958 г. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля входят в состав Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. В 1960 году Советом министров РСФСР памятники были приняты на государственную охрану. С 1995 г. памятники являются объектами культурного наследия федерального значения; в 1998 г. Указом Президента Российской Федерации включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Музей-заповедник совместно с государственными органами охраны осуществляют эффективную защиту объектов правовыми, финансовыми и организационными мерами на основании федеральных законов: от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (принятый постановлением Правительства Российской Федерации 2008 года), и закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (2010 г.).
Современное состояние сохранности памятников хорошее. Музей осуществляет управление объектами, направленное на их сохранение, проводит мониторинги состояния памятников и территорий, регулирует экскурсионно-туристическое обслуживание. Успенский собор используется музеем совместно с Русской Православной Церковью; Церковь Покрова на Нерли во Владимире находится под управлением Русской Православной Церкви. Использование памятников в качестве музейных объектов при реализации мер по сохранению и обеспечению доступности, а также церковное использование наполняет здание духом подлинности и старины. В результате последних реставрационных работ белокаменные стены и белокаменная резьба соборов защищены от атмосферных воздействий путем применения системы климат-контроля. Все работы на памятниках по сохранению и защите белокаменных конструкций, белокаменной резьбы фасадов, монументальной живописи в интерьере собора выполняются по методикам, утверждённым Министерством культуры Российской Федерации.
В настоящее время разрабатывается План управления. Буферные зоны должны быть разработаны для всех составляющих объекта.